Братья Глинка — Дмитрий и Борис. Братья Глинки: гении воздушного боя Воскресший из мертвых

Просто история: Благодарю камрада Вячеслав Чешский за информацию.

В Красной Армии воевало много семей: отцы и дети, братья и сестры, и даже деды со своими внуками. Многие стали всемирно известными, такие как брат и сестра Герои Советского Союза Зоя и Александр Космодемьянские или два знаменитых брата-лётчика Герой Советского Союза Борис и дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинки.

Из шахты родимой на поле войны -

На грозные мчатся высоты

Крылатые Глинки Бориса сыны,

Отважные наши пилоты.

Из «Слово Великому Сталину от украинского народа»

14.12.1944 года

Братья Глинки: Дмитрий (слева) и Борис (справа)

Дмитрий стал седьмым по результативности советским асом-истребителем, а его старший брат Борис тоже стал лётчиком, сбившим достаточно немцев для присвоения звания Героя Советского Союза.

Братья родились в селе Александров Дар, впоследствии слившимся с Кривым Рогом. Старший родился в сентябре 1914 года, через две недели после начала Первой мировой войны. Младший - 10 декабря 1917 года. Семье пришлось пережить и немецкую оккупацию в 1918 году, и разгул анархистского движения под руководством Нестора Махно во время Гражданской войны, и массовый голод в СССР, свирепствовавший в 1932−33 годах на Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири, Казахстане и других регионах огромной страны.

Борис окончил семь классов Криворожской школы в 1928 году и сразу же пошёл в забой, где работал его отец, профессиональный шахтёр. Юноша в 1934 году окончил горный техникум, после чего работал в шахте сменным мастером. Однако повальное увлечение авиацией привело его вначале в аэроклуб, а затем в школу лётчиков ГВФ в Херсоне, которую он окончил в 1936 году, после чего остался работать в ней инструктором.

Дмитрий шёл по его стопам. В 13 лет он уже вкалывал на шахте имени МОПРа рядом с отцом и братом. Борис только-только успел окончить Криворожский аэроклуб, как там появился Дмитрий, ещё через три года ставший выпускником Качинского лётного училища.

В самый канун 1940 года Борис был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию и направлен в Одесскую военную авиационную школу пилотов, где, проучившись один год, был оставлен служить лётчиком-инструктором.

Характеры у братьев были различными. Живой, очень подвижный, весельчак Борис и молчаливый, неторопливый, казалось бы, никуда не спешащий, но всё всегда успевающий, Дмитрий. Так же по-разному сложилась и их служба во время войны. Борис надолго застрял в училище. Он был превосходным инструктором, и, несмотря на его многочисленные рапорты с просьбой отпустить на фронт, начальство не желало с ним расставаться.

Дмитрий попал в действующую армию уже в июне 1941 года. Инструкторскую школу он не прошёл, но компенсировал это сотнями тренировочных вылетов на истребителе И-16. Наконец в декабре состоялся долгожданный перелёт на фронт в Крым, в 45-й истребительный авиаполк. Пришлось спешно осваивать новую технику, ведь полк летал на самолётах ЯК-1.

Первый успех был достигнут 9 апреля 1942 года. В бою над Арабатской стрелкой Дмитрий меткой очередью сбил немецкий бомбардировщик Ju-88. Случайностью эту победу назвать не мог никто. Всем было ясно, что в небе появился новый суперлётчик, и он решительно взялся за дело. 9 мая 1942 года Дмитрий сбил сразу три Ju-87 и по праву занял своё место среди советских асов, доведя число побед до 6.

В том памятном бою он и сам был сбит и, потеряв сознание, спустился на парашюте. В себя пришел только через двое суток уже в госпитале. Врачи рассказывали, что всё это время он воевал: руки шевелились, как будто он управлял самолётом, временами слышался его глухой голос, отдававший приказы атаковать. Контузия оказалась весьма серьёзной, дело дошло до вынесения врачебного заключения: отстранить молодого лётчика от полётов… навсегда. Нормальный человек смирился бы с этим решением, но этот одержимый поступил по-своему: проведя около двух месяцев в госпиталях и не добившись отмены запрета летать, сбежал назад в часть.

Он успел вовремя, полк получил пополнение, и Дмитрий смог выбрать себе ведомого. Ему приглянулся худенький небольшого роста молодой человек. Это был бывший учитель химии и биологии Иван Бабак. С выбором Дмитрий угадал. 1 ноября 1943 года гвардии младшему лейтенанту Ивану Ильичу Бабаку было присвоено звание Героя Советского Союза. Он довоевал практически до конца войны, записав на свой боевой счёт 35 сбитых лично и 5 в группе самолётов противника. В феврале 1945 года гвардии капитан Иван Бабак был назначен командиром авиаполка. Судьба оказалась неблагосклонной к герою. 16 марта 1945 года во время выполнения боевого задания его самолёт попал под огонь зениток и лётчик угодил в плен, откуда его освободили лишь после Победы. К счастью, он избежал участи многих вернувшихся из плена и ему вновь доверили командование полком. После демобилизации Бабак вернулся в школу, где работал учителем, а затем и директором школы.

После возвращения в полк Дмитрий Глинка буквально на следующий день - 13 июля 1942 года - сбил двухмоторный немецкий бомбардировщик Xe-111. Экипаж этого одного из лучших на тот момент бомбардировщиков в мире состоял из пяти человек. Стреляя во все стороны и не давая возможности приблизиться к себе, он представлял достаточно сложную цель. Поэтому одержанная Дмитрием победа была весьма весомой.

Дмитрий был одним из «стариков», на его примере многие постигали сложнейшую науку побеждать, и он щедро делился своим опытом и знаниями со всеми. Он выбрал для себя самый простой позывной, всего две буквы - «ДБ», и все в полку знали, что если в воздухе звучит: «Я - ДБ, Я - ДБ», значит, рядом Дмитрий Глинка, скоро будет очередная победа.

Полк вёл тяжёлые изматывающие бои, и в середине сентября, потеряв 30 самолётов и 12 лётчиков, но занеся на свой боевой счёт 95 воздушных побед, весомую долю в которых внёс Д. Глинка, сбивший 11 фашистов, был отправлен на переформирование и пополнение. В этой передышке нуждались все лётчики полка, но больше всего Дмитрий. Накопилась усталость от множества боевых вылетов и проведённых боёв. К тому же ощущались последствия недолеченной контузии.

На фронте полк появился в марте 1943 года, когда шла жесточайшая битва в небе над Кубанью. Сбив к концу месяца по два Ме-109 и Ju-88, Дмитрий Глинка довёл свой боевой счёт до 15 побед. 24 апреля 1943 года лейтенант Глинка Дмитрий Борисович был удостоен звания Героя Советского Союза. Прошло ровно четыре месяца, и на его груди засияла вторая Золотая Звезда. 24 августа 1943 года Дмитрий, добавив к своему послужному списку 14 сбитых самолётов противника и проведя 62 боевых вылета, был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

А что же происходило в это же время с его старшим братом, с Борисом Глинкой. Сколько ни просился он на фронт, руководство училища отпускать прекрасного инструктора никоим образом не желало. Помогла случайность или, как принято говорить, помогло провидение.

В сентябре 1942 года полк, в котором служил Дмитрий Глинка, был отведён в тыл, на Каспий. Разместили его на учебной авиационной базе неподалёку от Баку. Требовалось срочно пополнить сильно поредевший в боях лётный состав, дать возможность пилотам освоить новую технику, да и для того чтобы слетаться, переформированным эскадрильям тоже требовалось время.

Но самое главное, надо было отдохнуть до предела измотанным людям. Ведь в те дни, когда погода позволяла полёты, лётчики проводили в небе почти весь световой день. На землю они опускались только для дозаправки, пополнения боекомплекта, да выполнения мелкого ремонта. 5 или 6 боевых вылетов были не пределом. Известен случай, когда Дмитрий 9 раз поднимался в воздух. Он был неимоверно силён и вынослив, но всё когда-нибудь заканчивается. С трудом добравшись до кровати, он рухнул на неё и проспал 18 часов без перерыва. Врачи установили у него сильнейшее переутомление и даже порекомендовали отстранить его от полётов на недельку. Но Дмитрий изменил бы самому себе, если бы уступил врачам. Отоспавшись, он снова отправился в небо.

Наконец наступило время, когда можно было после теоретических занятий или тренировочных полётов спокойно погулять по улицам столицы советского Азербайджана в далёком тылу. Во время одной из прогулок по набережной Дмитрий заметил знакомую фигуру в лётной кожанке. Сам себе не доверяя, он тихонько окликнул:

Боря, это ты?

Димка, ты как сюда попал?

На переобучение. А ты чем здесь занимаешься?

Учу таких, как ты, - и Борис с завистью кивнул на грудь младшего брата, украшенную двумя орденами Красного Знамени и медалью.

Давай с нами.

Не отпускают.

Братья пошли в гостиницу и проговорили всю ночь, а утром пришли к командиру полка Ибрагиму Дзусову. Он-то и помог разрешить, казалось бы, неприступную проблему. Бориса отпустили на фронт. Когда впоследствии Дзусова спрашивали, как такое удалось, он смеялся:

Да начальник училища кавказцем оказался, а чтобы два кавказца да не договорились, такого не бывает. Вернее бывает, конечно, но это же непримиримая вражда на всю оставшуюся жизнь. А жить долго и счастливо хотят все.

В то время начиналась знаменитая битва над Кубанью. Немцы сконцентрировали там более 1000 самолётов, тогда как у Красной Армии в этом районе находилось около 170 самолётов. Начало стягивать к Кубани авиационные части и советское руководство. В их числе оказался и полк, в котором служили братья. Теперь наши лётчики сидели за штурвалами «Аэрокобр», полученных по ленд-лизу из США.

Сенсацией закончился первый бой в небе Кубани. То, что Дмитрий сбил два Ju-88, не удивило никого, а вот два фашиста Ме-109 и Ju-88, сбитые Борисом, поразили всех. Первый боевой вылет, первая встреча с грозным противником, и такой успех, немыслимо! Случилось это 10 марта 1943 года.

Борис стремительно догонял брата. Одержав первую победу на год позже Дмитрия, звание Героя Советского Союза он получил ровно через месяц после Дмитрия. 24 мая 1943 года (опять заветное число 24!) он был удостоен этого высокого звания, сбив за первые два месяца боёв 10 самолётов противника.

Битва за Кавказ, частью которой были кубанские воздушные сражения, продолжалась. Теперь следовало разорвать пресловутую «Голубую линию», с таким названием она вошла в историю (в Третьем Рейхе она называлась «Готенкопф», в буквальном переводе «Голова Гота»), мощнейшее оборонительное укрепление, протянувшееся между Азовским и Чёрным морями с глубиной обороны 20−25 км, а на главном направлении - даже 60 км. До шести оборонительных полос, отсечные позиции, три рубежа в глубине, доты, дзоты, пулемётные площадки, орудийные окопы, паутина ходов сообщений, и всё это прикрыто минными полями и проволочными заграждениями (от 3 до 6 рядов). Особо надо отметить, что если на севере наступлению советских войск мешала масса болот, плавен, лиманов, то на юге располагались труднопроходимые горы, поросшие лесом.

И надо всем этим в течение трёх месяцев шли непрерывные воздушные бои. В некоторые дни проходило до 50 боёв, в которых с каждой стороны участвовало до сотни самолётов. Эдакая непрерывная воздушная чехарда, сопровождаемая надсадным рёвом моторов и гарью выхлопных газов. Задачи нашей бомбардировочной авиации были ясны. Если наземные войска противника закопались в землю и стронуть их с места у пехоты с танками никак не получается, то надо помочь им сделать это с неба. Наносить непрерывные удары по передовой противника, утюжить её, не давать фашистам головы поднять. Но ведь и у немецких бомбардировщиков и штурмовиков были аналогичные цели. Поэтому на первый план вышли истребители. Именно они должны были и сопровождать бомбардировщики, и осуществлять перехват вражеских самолётов, и прикрывать наземные войска.

В боях над Кубанью отличились оба брата: Дмитрий стал там самым результативным лётчиком, сбив за несколько недель 18 вражеских самолётов. Ненамного отстал от него Борис, записавший на личный счет 14 побед. Много было боёв, но один запомнился всем.

Это случилось 15 апреля 1943 года. Напряжённый бой, в котором наши истребители должны были недопустить немецких «бомбёров» до передовой, заканчивался просто замечательно. Спикировав сверху и промчавшись через плотный строй «юнкерсов», Дмитрий короткой очередью сбил ведущего в звене «мессеров», сопровождавших около 60 Ju-88. Перед ним стояла другая задача - боем связать нижнюю группу сопровождения. С верхней должна была завязать бой ещё одна наша пара, ну, а остальным лётчикам эскадрильи следовало разогнать «юнкерсов», вынудив освободиться от бомбового груза, не долетев до наших позиций.

Пять мессеров, разозлённых дерзким русским, погнались за ним. Дмитрий круто стремился вверх, утягивая за собой немецкие истребители. Виртуозно владея машиной, он ловко уходил от снарядов немецких авиационных пушек, внимательно следя за самолётами противника. Затащив немцев на максимальную высоту, Дмитрий резко изменил направление полёта и оказался в хвосте у слегка отставшего немца. Ещё одна меткая очередь - и немец, кувыркаясь, устремился к земле. Через несколько секунд в очередной атаке Дмитрий сбил ещё один «мессер», но сам увернуться от очередей разозлившихся не на шутку врагов не успел - был подожжён и упал на землю на глазах у товарищей.

В часть вернулись все, кроме Дмитрия Глинки. Все решили, что он погиб. Лётчики полка поклялись отомстить за смерть своего товарища. В тот день они дрались наиболее ожесточённо. 20 немецких самолётов не вернулись на свои аэродромы. Особенно отличился Борис. Также как и младший брат, он сбил три фашистских самолета: один Ju-88 и два Ме-109. Что же произошло с Дмитрием? Товарищи видели, как его горящий самолёт врезался в горный отрог, но было это далеко, и никто не заметил, успел он выпрыгнуть с парашютом или нет. Оставалась призрачная надежда, что успел.

Через несколько дней, когда Борис был на вылете, на аэродроме появился высокий, хорошо сложенный молодой человек в изодранной одежде.

ДБ вернулся! - раздались радостные крики однополчан.

Практически в эту же минуту произвел посадку самолёт Бориса. Встреча братьев была такой, что сбежались все, кто был на аэродроме.

Оказалось, что Дмитрий успел вывалиться из горящего самолёта и дернуть за кольцо парашюта. Потерявшего сознание лётчика подобрали внимательно наблюдавшие за боем местные жители. Аккуратно положив Дмитрия на шёлковое полотнище, спасшее ему жизнь, горцы понесли его в ближайший госпиталь. Там лётчик пришёл в себя и, несмотря на запреты врачей, через пару дней сбежал в часть.

И снова в воздухе звучало:

Я - ДБ. Атакую.

А в ответ:

Я - ББ. Вас понял.

24 апреля 1943 года Гвардии капитан Дмитрий Борисович Глинка был удостоен звания Герой Советского Союза. Прошло ровно три месяца, и 24 июля ему присвоили звание дважды Герой Советского Союза. Что же надо было совершить за эти короткие месяцы, чтобы пришёл такой ощутимый результат?

Оказывается, ничего такого сверхъестественного делать не пришлось. Надо было просто-напросто честно и весьма истово воевать. Воевать не абы как, а по науке, самим им же разработанной. «Чем больше врага - тем легче бить его», - так говорил Дмитрий Глинка. Он обладал недюжинной силой и неимоверной выносливостью. Чрезвычайно азартный, он, если бы не надо было заправлять самолёт горючим и пополнять боекомплект, так и носился бы в поднебесье, находя и атакуя всё новые и новые воздушные цели.

Его «Аэрокобру» с бортовым номером «21» знал весь фронт, на котором он воевал, в эфире постоянно звучало: «Я - ДБ, атакую, прикрой». Он летал в разведку и бомбил вражеские аэродромы, расстреливал скопления войск и техники противника, прикрывал наши части от бомбардировщиков врага и, в свою очередь, сопровождал наши бомбардировщики, стараясь не подпустить к ним фашистские истребители. В общем-то, он делал то, что был обязан делать по своему воинскому долгу, но делал это от всей души и изо всех своих сил, одновременно выжимая из техники значительно больше, чем предполагали её создатели.

Много лет спустя один из его ведомых, легендарный советский ас, участник трех войн (Великой Отечественной, войны в Египте и войны в Эфиопии) генерал-полковник авиации Герой Советского Союза Григорий Устинович Дольников в своей книге мемуаров «Летит стальная эскадрилья» вспоминал:

«…Высокого роста, волевой взгляд из-под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал с большими перегрузками, чаще всего не предупреждая о своем маневре по радио».

А вот что вспоминал о нём другой бывший ведомый, тоже впоследствии ставший Героем Советского Союза, командир «покрышкинского» полка Иван Ильич Бабак:

«Он умел исключительно эффективно использовать складывающуюся обстановку в любой схватке с врагом, хорошо организовывал взаимодействие внутри группы… отличался исключительным искусством ведения боёв на вертикалях».

Вот об этом искусстве воевать на вертикалях и хочется немного поговорить. Наших лётчиков в училищах, которые они заканчивали до войны и когда она уже вовсю шла, учили летать, и учили хорошо. Но вот как вести воздушный бой, им объясняли настолько классически, что использовать эти знания на практике многие не успевали, их сбивали раньше. Немцы разработали специальную тактику войны и преподавали её в своих летных школах. Нашим же, тем, кому удавалось выжить в нескольких первых боях, приходилось постигать её на практике.

Немецкие истребители, как правило, забирались повыше в небо и, выбрав внизу подходящую цель, камнем падали на неё, сбивали и опять взбирались наверх.

После одного такого боя Дмитрий Глинка предложил разбить наших лётчиков на несколько эшелонов. Одни внизу сопровождают бомбардировщики или штурмовики, другие, которые повыше, связывают фашистские истребители, ну, а третьи с ещё более высокой позиции атакуют врага. Командир полка, выслушав предложение молодого лётчика, его одобрил. Так возникла знаменитая «Кубанская этажерка». Помимо явного превосходства, проявляющегося в бою, этот приём давал возможность запутать врага, поскольку он не знал, сколько самолётов ему противостоит.

Вот краткое описание одного из боёв, проведённых Дмитрием Глинкой в небе Кубани. Наша шестёрка, возглавляемая Глинкой, атаковала 60 «юнкерсов», прикрываемых 8 «мессерами», находящимися повыше своих бомбардировщиков. Две группы советских самолётов одновременно ударили по фашистам. Пара Глинки врезалась в строй «юнкерсов» и, крутясь среди них, открыла сокрушающий огонь на поражение. У противника возникла паника, беспорядочно сбросив бомбы, немцы поспешили назад. Глинка со своим ведомым сумел сбить три бомбардировщика. Одновременно советская четвёрка в упорном бою с фашистским прикрытием тоже смогла нанести им поражение, при этом два «мессера» были сбиты, а остальные отступили.

Вот как описал этот бой в своей книге «Цель жизни» прославленный авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев:

«Трудно даже мысленно представить себе картину этого боя! Ведь 68 вражеских самолётов направили более 150 стволов своих огневых точек против наших истребителей. Надо было обладать безумной храбростью (…), чтобы ринуться в бой и завоевать победу».

Немцы в ответ начали перед прилётом своих бомбардировщиков большими силами истребителей проводить зачистку неба, пытаясь убрать с него к началу бомбёжки советские истребители. Однако патрулирование, эшелонированное по высоте, позволило с успехом решить и эту задачу. В случае же, если немецких истребителей был явный переизбыток, всегда имелась возможность вызвать по радио дежурную группу на помощь.

Особой строкой надо отметить «свободную охоту», которую иногда стали разрешать нашим асам. Именно в такие моменты Дмитрий Глинка мог проявить свои лучшие качества, необходимые для истинного воздушного бойца: фантастическую реакцию, полное сродство с самолётом, непостижимое чувство дистанции и потрясающую снайперскую точность.

Вот как он сам оценивал, какими качествами должен обладать настоящий ас:

«Слабый лётчик вертится в машине, как флюгер, напряжённо следит за приборами, за горизонтом. Нет у него лёгкости в полете, нет той слитности, когда ты и машина - одно целое. А этого нужно добиваться».

Дмитрий оказался прекрасным учителем, но наилучшим способом воспитания он полагал личный пример. И он без устали сбивал вражеские самолёты, уничтожал танки, автомашины, батареи противника. Не жаловал он и пехоту, безжалостно уничтожая её за те секунды, когда стремительно проносился над передовой, поливая всё вокруг огнем и свинцом.

Для Дмитрия кубанские бои стали самыми-самыми. Одержав 20 побед, он превратился в самого результативного аса той кампании.

Старший брат старался не отставать от Дмитрия, а иногда даже превосходил его. Это была прекрасная пара, достойная друг друга. Именно благодаря таким асам, как братья Глинки, и многим их товарищам по оружию, в небе Кубани советские лётчики впервые добились превосходства в воздухе.

Всё чаще в наушниках немецких пилотов звучали слова: «В воздухе Глинка!» И немцам было безразлично, какой это из братьев, они знали, что пощады ни от одного не дождёшься.

Братья Глинки, Борис и Дмитрий, воевали в одном полку и почти одновременно стали Героями Советского Союза. Они были настоящими асами, не дающими пощады врагу, и всегда стремились к победе. Настоящие кудесники в боях на вертикали, равных которым надо было ещё поискать, они выработали неповторимый почерк, по которому их можно было безошибочно отличить в карусели небесного боя.

В бой оба брата вылетали при первой возможности, и нельзя сказать, что они были какими-то заговорёнными от вражеского огня. Иногда и им хорошенько доставалось, да и в госпиталях полежать приходилось, но каждый раз, не успев долечиться, они возвращались в небо, и снова в наушниках звучало: «Я - ДБ, атакую» или «Я - ББ, вступил в бой».

Во фронтовой прессе регулярно появлялись статьи о совершённых ими подвигах, да и центральные газеты не обделяли отважных братьев своим вниманием. Некоторые из их боёв были освещены в прессе военными корреспондентами в то далёкое время. Вот один из них. Дело происходило в упорных боях на «Миус-фронте».

Для непосвященных разъясню: «Миус-фронт» - под таким названием в историю Великой Отечественной войны вошёл немецкий укрепрайон на территории Донбасса на западном берегу реки Миус, созданный ещё в декабре 1941 года. Наиболее ожесточённые бои шли за высоту, получившую название «Саур-Могила». В результате Донбасской наступательной операции после прорыва немецкого рубежа обороны в районе посёлка Куйбышево с «Миус-фронтом» было окончательно покончено. Общие потери нашей армии на «Миус-фронте» составили более 800 тысяч человек. Впоследствии на «Саур-Могиле» был сооружён мемориальный комплекс в память о подвиге советских солдат, погибших как при штурме этой высоты, так и во всей операции целиком.

Битва в воздухе над «Миус-фронтом» считается одной из ключевых в 1943 году. В один из дней восьмёрка советских истребителей, возглавляемая Дмитрием Глинкой, прикрывала от бомбардировки свою передовую. Два самолета были направлены через линию фронта. Они были обязаны предупредить о появлении фашистских бомбардировщиков.

Вот как рассказывал корреспонденту об этом бое Дмитрий Глинка:

«Патрулируем. С нашей радиостанции наведения, величая меня инициалами имени и отчества, сообщают: „ДБ, ни черта не видно - пыль и дым. Смотри сам“. Но я не беспокоился. Ведь за линией фронта пара наших истребителей. Свою работу ребята знают, предупредят, если что. Буквально через минуту последовал доклад ведущего пары: „ДБ, идет большая группа бомбардировщиков“. Я повёл свою группу на сближение с противником. Бомбардировщиков мы атаковали задолго до подхода их к цели, километрах в 20 от линии фронта. Сбили 5 вражеских машин. У нас потерь не было…».

И ещё одно описание воздушного боя с использованием публикации во фронтовой газете. Наземная служба оповещения сообщила, что вражеские самолёты приближаются к линии фронта. В небо тут же поднялись наши истребители, возглавляемые Дмитрием Глинкой. Группа делится на две части. Одна поднимается вверх, другая, в которой находится командир, летит навстречу фашистским бомбардировщикам.

Вот его рассказ:

«Слышу наземную радиостанцию: „Истребители противника на высоте 3000 метров“. В другое время я пошёл бы вверх. Но сейчас этого делать не нужно. Я только передал верхней группе полученное сообщение. И вот она уже ведёт бой с вражескими истребителями. Через 2 минуты появились бомбардировщики, которых я ждал. Мы тоже вступаем в бой. Один за другим самолёты противника, окутанные дымом, падают на землю. Строй вражеских машин нарушен, ни один бомбардировщик не достиг цели…».

Мужество и мастерство проявлял в воздухе и старший брат, Борис Глинка. В июне 1944 года он был назначен командиром 16-го Гвардейского авиационного истребительного полка, сменив на этом посту Г. Речкалова. Однако менее чем через месяц, 16 июля 1944 года, когда Борис Глинка вылетел на очередное боевое задание, он был сбит. Не сумел подстраховать его молодой ведомый, которого Борис взял к себе в пару на стажировку. Увлёкшись боем, он подпустил немецкий истребитель на минимальное расстояние, и тот буквально расстрелял самолёт Глинки. Борису удалось выбраться из падающего самолёта, но при этом он сильно ударился о стабилизатор, серьёзно сломав ногу и ключицу. Длительное лечение в госпитале не смогло помочь ему вернуться на фронт. Война для него закончилась. К тому времени Борис сбил 30 самолётов лично и 1 в группе.

После выздоровления Борис Глинка из армии не ушёл. В 1952 году он окончил Военно-Воздушную академию и стал служить преподавателем в Борисоглебском военном авиационном училище, а после создания Центра подготовки космонавтов был переведён туда, где и служил почти до самой смерти. Многочисленные ранения, полученные во время войны, не остались без последствий, и после тяжёлой болезни Герой Советского Союза гвардии полковник Глинка Борис Борисович скончался 11 мая 1967 года. Было ему тогда всего лишь 52 года. Похоронили одного из лучших советских асов на Гребенском кладбище в Звёздном городке Московской области.

Ранения преследовали и Дмитрия, причём некоторые были получены не в бою, а по трагическому стечению обстоятельств. Шёл июль 1944 года. Летать в полку было уже не на чем. Вот и откомандировали пять лётчиков во главе с Дмитрием Глинкой в тыл за новыми самолётами. Лететь надо было на транспортном Ли-2. Когда Глинка с товарищами прибыли на аэродром, в Ли-2 все места уже были заняты. Пришлось лётчикам расположиться в самом хвосте машины, где на полу лежали самолётные чехлы. Это спасло им жизнь. В полёте самолёт вошёл в низкую облачность, зацепился за вершину Кременецкой горы и разбился. В живых осталась только пятерка лётчиков-истребителей, да и то - все получившие травмы разной степени тяжести. Сильней всего пострадал Дмитрий. После нескольких дней, что он находился без сознания, в госпитале ему пришлось провести ещё пару месяцев.

После выздоровления Дмитрий Глинка продолжал успешно воевать. Свою последнюю 50-ю победу он одержал неподалёку от Дрездена 30 апреля 1945 года, сбив Ме-109. После Победы его оставили в армии. Вначале он был заместителем командира 45-го истребительного авиационного полка, но в 1946 году был отправлен командованием учиться. После окончания в 1951 году Военно-Воздушной академии командовал 315-м и 530-м ИАП в 54-й воздушной армии. В январе 1954 года его назначили заместителем командира по лётной подготовке 149-й, а в 1958 году - 119-й истребительной авиационной дивизии, дислоцированных в Одесской области.

15 января 1960 года Верховный Совет СССР принял Закон об очередном (третьем по счёту) сокращении Вооружённых сил на 1 миллион 200 тысяч человек. Согласно этому Закону дивизия, в которой служил Дмитрий Глинка, была сокращена, и 42-летний дважды Герой Советского Союза вынужденно ушёл в запас. Но жить без неба он не мог. В то время большое внимание в стране уделялось развитию гражданской авиации, именно туда он и ушёл.

Вот какие слова произнёс героический лётчик в одном из своих интервью в то время:

«В июльское утро 1945 года я был в рядах тех, кто бросал к подножью Мавзолея Владимира Ильича Ленина вражеские знамёна. Я мог бы уйти на пенсию, собирать грибы, охотиться, слушать любимую музыку, отдаться чтению книг. Но жить без неба, жить без штурвала - не могу».

Умер Дмитрий Борисович 1 марта 1979 года. Похоронен на мемориальном Кунцевском кладбище столицы.

Давно уже нет среди живых Дмитрия Глинки, но в небо регулярно поднимается пассажирский самолет Сухой Суперджет 100 с бортовым номером RA-89046 и гордым именем «Дмитрий Глинка». И наверное, это лучшая память о великом истребителе.

На двоих Дмитрий и Борис Глинки сбили 80 самолетов противника и получили три медали «Золотая Звезда»

Сегодня имена героических летчиков мало известны широкой публике. Между тем, Дмитрий Глинка стал седьмым по результативности советским асом времен Великой Отечественной, сбив 50 самолетов противника, а повторить результативность младшего брата Борису Глинке помешало лишь серьезное ранение. На его счету оказались «всего лишь» 30 побед.

Небо зовет

Когда в семье криворожского шахтера Бориса Глинки в 1914 и 1917 годах родились сыновья, казалось, им обоим была уготована участь потомственных рудокопов.

Окончивший в 1928 году семь классов Борис устроился рабочим на шахту, где проявил недюжинные организаторские способности, за что был направлен учиться в горный техникум. Уже в 1934 году 20-летний парень окончил техникум и был переведен на должность сменного мастера шахты.

Но увлечение привело его в аэроклуб, а затем в школу летчиков Гражданского воздушного флота в Херсоне, которую он усешно окончил в 1936 году. Бориса призвали на военную службу и направили на учебу в Одесскую военную авиационную базу. Командование сразу же обратило внимание на базовые знания и серьезность молодого пилота.

Младший, Дмитрий, не сильно не отставал. В 13 лет после окончания школы он также пошел в забой, а потом, отзанимавшись в местном аэроклубе, поехал поступать в Качинское летное училище. Получив диплом военного летчика, парень остался в армии, осваивая технику пилотирования и ведения воздушного боя на морально устаревших истребителях И-16.

Братская война

Великую Отечественную войну братья встретили по-разному. Борис, несмотря на многочисленные рапорты с просьбой отправить его в действующую армию, вместе с училищем был эвакуирован в Баку. Он готовил молодых летчиков, которым предстояло дать отпор фашистским асам, не знавших поражений в небе Западной Европы.

Дмитрий же сразу оказался в гуще событий. Уже в августе 1941 года он осуществил несколько боевых вылетов на И-16 во время советского вторжения в северный Иран. Эта удачная спецоперация позволила пробить «иранский коридор», по которому в СССР пошли поставки западной военной техники, боеприпасов, снаряжения и продуктов питания. А самое главное – авиационного бензина, которого нашим ВВС катастрофически не хватало.


9 апреля 1942 года на фюзеляже его истребителя нарисовали первую красную звезду за сбитый немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».

9 мая 1942 года, ровно за три года до Великой Победы, молодой летчик в невообразимо жестком бою над Арабатской стрелкой сбил еще три бомбардировщика противника, доведя счет собственных побед до шести.

Правда, появившиеся из-за облаков немецкие истребители сбили и самолет Дмитрия Глинки. Успевший выпрыгнуть из горящего истребителя раненый летчик очнулся в госпитале только через два дня. Врачи посоветовали ему навсегда забыть о полетах, но в нарушение всех приказов он вернулся в расположение своего полка. Уже на следующий день, 13 июля, Дмитрий уничтожил считавшийся практически несбиваемым бомбардировщик «хейнкель -111».

Встреча в Баку

В сентябре 1942-го потрепанный в боях полк перевели на отдых и переформирование под Баку, в котором Дмитрию, имевшему на своем боевом счету уже 11 побед, удалось встретиться с братом.

Существуют разные версии этой встречи, но известно лишь, что в результате длительных переговоров командиру Дмитрия Ибрагиму Дсусову удалось уговорить руководителя учебного центра отпустить Бориса Глинку на фронт.


Братья, пересевшие на полученные по ленд-лизу «аэрокобры», произвели настоящий фурор во время первого же своего совместного вылета. То, что Дмитрию удалось уничтожить два бомбардировщика «юнкерс-88», никого особенно не удивило. Но две победы Бориса над таким же бомбардировщиком и истребителем «мессершмитт-109» говорили об огромном потенциале этого пилота.

Во время битвы за Кавказ Дмитрий Глинка предложил вылетать на боевое дежурство «кубанской этажеркой». Советские истребители следовали в трех воздушных эшелонах – нижний привлекал внимание врага, средний завязывал с ним воздушный бой, а верхний проводил молниеносные атаки, уничтожая истребители и бомбардировщики врага.

Всего за несколько недель на фюзеляже истребителя Дмитрия Глинки появилось 18 новых звезд, а у его старшего брата Бориса – 14.

Воскресший из мертвых

15 апреля 1943 года группа Дмитрия Глинки вступила в неравный бой, в ходе которого летчик лично сбил три «мессера», но и сам был сбит, его самолет врезался в гору. Вылетевший на помощь брату Борис был уверен, что того уже не в живых, и сражался особенно отчаянно. Ему удалось уничтожить два бомбардировщика и истребитель, а всего враг потерял 20 самолетов.

Бойцы полка поклялись отомстить за смерть своего товарища, и были потрясены, когда через несколько дней он, изможденный, вернулся в часть. Оказалось, что в последний момент ему удалось выброситься с парашютом. Но при приземлении летчик получил сильный удар и уцелел только благодаря местным жителям, которые на парашютной ткани отнесли его в ближайший госпиталь.

24 апреля в полку зачитали приказ о присвоении гвардии капитану Дмитрию Глинке звания Героя Советского Союза. Его «аэрокобру» с бортовым номером 21 знал весь фронт, а ровно через три месяца на груди Дмитрия появилась и вторая Звезда Героя. В промежутке между этими двумя датами, 24 мая, звание Героя Советского Союза получил и гвардии лейтенант Борис Глинка, стремительно догонявший младшего брата.

Их позывные: «Я - ДБ» (Дмитрий) и «Я - ББ» (Борис) наводили ужас на молодых летчиков люфтваффе, которые предпочитали бежать, не вступая с братьями в прямое столкновение.

Черный июль 44-го

К сожалению, 16 июля 1944 года имевший на своем счету 30 сбитых самолетов противника Борис, оставленный без присмотра неопытным ведомым, подвергся внезапному удару сверху. Истребитель практически развалился в воздухе, а выпрыгнувший с парашютом летчик сильно ударился об обломки. Он остался жив, но больше в небо так и не поднялся.

В дальнейшем он работал преподавателем Борисоглебского военного авиационного училища и до самой смерти 11 мая 1967 года служил в отряде космонавтов. Ему было всего 52 года, большую часть из которых герой отдал Родине.

Июль 1944 года стал несчастливым и для Дмитрия. Группу летчиков во главе с ним отправили в тыл получать новые истребители. По невероятному стечению обстоятельств в транспортном Ли-2 все места были заняты и летчикам пришлось расположиться на авиационных чехлах, сброшенных в самом хвосте самолета.

Это и спасло им жизнь, когда из-за ошибки пилота самолет врезался в Кременецкую гору. Погибли все члены команды и пассажиры, за исключением пятерых.

После госпиталя и восстановления Дмитрий вернулся в свою часть и продолжил бить фашистов. Свою последнюю победу, ставшую для него пятидесятой, летчик одержал в небе над Дрезденом. Он участвовал в Параде Победы и бросал к мавзолею В.И. Ленина штандарты поверженного Третьего рейха.

Дважды Герой Советского Союза продолжил армейскую службу на различных командных должностях и ушел в запас лишь в 1960 году в результате третьего по счету крупномасштабного сокращения Вооруженных сил СССР.

Умер легендарный ас 1 марта 1979 года. Похоронен на мемориальном Кунцевском кладбище в Москве.



Родился 14 (27) сентября 1914 года в селе Александров Дар (ныне город Кривой Рог Днепропетровской области Украины). Окончил 7 классов школы в 1928 году. С 1929 года работал проходчиком на шахте в Кривом Роге. В 1934 году окончил Криворожский горный техникум. Работал на той же шахте сменным техником, горным техником, заведующим участком. В 1936 году окончил Криворожский аэроклуб. В том же году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в городе Херсоне и оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 31 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Конотопском военном авиационном училище: лётчик-инструктор, с мая 1941 года - командир звена.

С июня 1941 года лейтенант Б. Б. Глинка на фронтах Великой Отечественной войны, по август 1941 года участвовал в ПВО Конотопского железнодорожного узла и города. Затем, вместе с училищем, эвакуирован на Северный Кавказ. С 20 февраля 1943 года сражался в составе 45-го ИАП (17 июня 1943 года преобразован в 100-й Гвардейский ИАП): командир звена, с мая 1943 - адъютант эскадрильи. Летал на "Аэрокобре".

К маю 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) лейтенант Б. Б. Глинка совершил 33 боевых вылета, сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года старший лейтенант Б. Б. Глинка назначен заместителем командира эскадрильи. 1 сентября 1943 года сбил в воздушном бою, ранен и произвёл вынужденную посадку на повреждённом самолёте, при которой получил тяжелые травмы. Вернулся в строй через несколько месяцев. С января 1944 года капитан Б. Б. Глинка - заместитель командира полка.

С июня 1944 года - командир 16-го Гвардейского ИАП (9-я Гвардейская ИАД), где продолжал летать на "Аэрокобре". 14 июля 1944 года Гвардии майор Б. Б. Глинка сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, но ударился о стабилизатор и получил тяжёлые травмы (переломом правой ноги и правой руки), долго лечился и больше не летал. Всего выполнил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 27 и в составе пары 2 самолёта противника. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 2-м Украинскои и 1-м Украинском фронтах.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 6-го Гвардейского ИАК (2-я Воздушная армия, Центральная группа войск), затем - на такой же должности в 303-й ИАД (1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). В 1947 году убыл на учёбу. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1952 года Гвардии полковник Б. Б. Глинка - заместитель начальника Фрунзенского военного авиационного училища лётчиков по лётной подготовке. С февраля 1953 года - заместитель командира 13-й Гвардейской ИАД (73-я Воздушная армия). С августа 1957 года - заместитель начальника Борисоглебского Краснознамённого военного авиационного училища лётчиком по лётной подготовке. С февраля 1961 года служил в Центре подготовки космонавтов - начальник командного пункта Управления космическими полётами, помощник начальника Отдела лётно-космической подготовки по лётной подготовке, помощник начальника 3-го отдела ЦПК по лётной подготовке. Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Умер 11 мая 1967 года. Похоронен в городе Щёлково на Гребенском кладбище. На Аллее Славы в Херсоне его имя среди Героев Херсонщины.

Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (05.04.1943, 24.04.1943, 06.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (31.05.1946), Красной Звезды (30.12.1956); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед Б. Б. Глинки:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.03.1943 1 Ю-88 юго-восточная окраина Абинская "Аэрокобра"
1 Ме-109 севернее Абинская
19.03.1943 1 Ме-109 южнее Петровская
22.03.1943 1 Ме-109 восточнее хутор Губернаторский
1 Ме-109 северо-западнее Славянская
11.04.1943 1 Ме-109 Абинская
12.04.1943 1 Ю-88 Львовская
15.04.1943 1 Ю-88 северо-восточнее Крымская
1 Ме-109 северо-западнее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
26.05.1943 1 Ме-109 юго-западнее Киевское
27.05.1943 1 Ме-109 севернее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
1 ФВ-189 западнее Черноерковская
18.08.1943 1 Ме-109 Красный Лиман
23.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) северо-западнее Петровская
26.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) Ивановка
1 Ме-109 юго-западнее Донецко-Амвросиевка
28.08.1943 1 Ю-88 Федоровка
29.08.1943 1 ФВ-190 северо-восточнее Федоровка
30.08.1943 2 Ю-87 юго-восточнее Щербаков
31.08.1943 1 Ме-109 Ванюшкин
2 Ме-109 Федоровка
1 Ме-109 западнее Федоровка
01.09.1943 1 Ю-87 Федотовка
04.06.1944 1 ФВ-190 западнее Захорна
14.07.1944 1 Ме-109 Свинюхи - Горохув

Всего сбитых самолётов - 27 + 2; боевых вылетов - около 200.

Из фотоматериалов военных лет:





Из материалов прессы военных лет:

Глинка Борис Борисович

Однажды, в конце 1942 г., когда 45-й иап был выведен с фронта для пополнения, Дмитрий Глинка, к тому времени уже комэск и орденоносец, встретил на улице добродушного здоровяка в застиранной летной форме. Здоровяк был его старшим братом Борисом, отрабатывавшим инструкторский хлеб в одном из запасных полков. Хлеб этот с моральной точки зрения был тогда отнюдь не сладок, и сменить вторую кабину на боевой истребитель мечтали многие инструкторы. Командир полка, мудрый Дзусов, помог осуществиться мечте приглянувшегося ему летчика, и, переучившись на четвертый и пятый в своей судьбе истребители - на «Киттихаук» и «Аэрокобру», - Борис Глинка прибыл в составе полка на Кубань. Битва над «голубой линией», отличавшаяся невиданным упорством и напряженностью, приближалась к своей решающей фазе, когда на узком в 10-30 километров участке фронта друг против друга действовало до 2500 самолетов.

Борис Глинка сразу заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, в первом же бою уничтожив Ю-88, а позднее, в тот же день, открыл счет «сто девятым»… 22 марта ему довелось участвовать в исключительном по накалу бою, когда восьмерка «кобр» 45-го полка вступила в бой с большой группой немецких истребителей. Борис Глинка сумел сбить тогда 2 Ме-109, но и сам был ранен в плечо, а его самолет подвергся настойчивым атакам истребителей противника. Когда одному из них удалось зайти в хвост его «кобре» и приблизиться на дистанцию эффективного огня, ведомый Глинки сержант Н. Кудряшов на горящем самолете таранил преследователя, и обе машины поглотило облако взрыва. Через полминуты старший лейтенант Иван Шматко совершил лобовой таран. Противник, несмотря на сохранявшееся численное преимущество, был деморализован и поспешил покинуть зону боя. Соотношение потерь в этой схватке составило 11:3. В бою погибли Н. Кудряшов, И. Шматко, А. Поддубский, кроме них, в этом яростном поединке участвовали ведущий группы М. Петров, братья Глинки, И. Бабак, И. Кудря.

Превозмогая боль от полученного ранения, Б. Глинка уже на следующий день вновь участвовал в боях. 15 апреля ему удалось одержать три победы, а к середине июня его счет достиг 15 сбитых. В этих боях он сражался на «Аэрокобре» П-39Д-2, заводской номер 138431. Незаурядный воздушный боец, он был доброжелательным и терпеливым наставником, отличавшимся педагогическим тактом и выдумкой. Его ученик Герой Советского Союза Г. Дольников позднее вспоминал: «Иронией он заменял окрики и внушения, и действовала она лучше всяких выговоров».

Б. Глинка родился в Кривом Роге 27 сентября 1914 г. 15-летним подростком работал на шахте им. МОПРа, в 1934 г. окончил горный техникум, аэроклуб. В 1936 г. он поступил в Херсонскую школу летчиков ГВФ, работал там инструктором. После окончания Одесской военной авиационной школы вновь назначен инструктором. Именно ему, прирожденному летному педагогу, дано было привести в авиацию младшего брата - Дмитрия, занявшего достойное место в первой десятке советских асов. Летная и тактическая грамотность, дисциплина и разумная боевая дерзость отличали Бориса Глинку. К концу своего первого фронтового года он вошел в число лучших летчиков не только 100-го гиап (45 иап), но и всей великолепной 9-й гиад, выделявшейся незаурядным летным составом. Позывные братьев Глинок - ББ и ДБ, как синоним боевой мощи, были известны всему фронту.

…В мае 1944 г., когда Покрышкин стал командиром дивизии, Б. Глинка был назначен командиром 16-го гиап - полка, известного не только высоким боевым духом, но и характером, - это был подлинный полк асов. Авторитет Глинки был высок, и, по словам того же Покрышкина, «он быстро навел порядок».

Однако должность командира 16-го гиап была фатальной: 16 июля 1944 г. «кобра» Б. Глинки с дальней дистанции, «навскидку», была сбита очередью с Ме-109. Покидая машину, он сломал ногу и ключицу о стабилизатор: «бэллочка» неохотно «отпускала» летчиков. Вернуться в боевой строй ему уже не довелось. За полтора года боевых действий он провел около 200 боевых вылетов, лично сбил 31 самолет противника.

В 1952 г. он окончил ВВА и был направлен на преподавательскую работу в Борисоглебское военное летное училище. В 1960 г. полковник Б. Глинка был переведен в Центр подготовки космонавтов, где передавал свой летный опыт первопроходцам Космоса.

Герой Советского Союза (24.5.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ГЛИНКА (1804–1857) Родился Михаил Глинка под утро 20 мая. Возле окон спальни, где лежала его мать, в кустах заливались соловьи. Не следует, конечно, придавать большое значение знамениям: песне соловья и восходу солнца. В тот момент, да и во многие последующие годы никто бы и

Из книги Герои 1812 года автора Ковалев Константин

Федор Николаевич Глинка Среди столетних смоленских еловых лесов, вдали от больших дорог, в глуши, расположено село Сутоки. В конце позапрошлого века относилось оно к Духовицкому уезду Смоленской губернии и принадлежало отставному капитану Николаю Ильичу Глинке. Предки

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Неистовый Борис (Борис Андреев) Популярный киноактер Борис Андреев стал известен широкому зрителю с конца 30-х годов. И практически сразу он стал героем ряда громких скандалов, которые были широко известны в народе не благодаря СМИ (те в советские годы подобные события

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Поэзия декабристов. П.А. Катенин. Ф.Н. Глинка П.А. Катенин дебютировал в 1810 г. Высоким образцом, источником героических тем и образов была для Катенина литература классицизма, особенно французского. В традициях классицистической литературы, с использованием

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Борис Борисович Голицын (1862–1916)

Из книги Воспоминания автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Глинка Дмитрий Борисович «…Высокого роста, волевой взгляд из-под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал с

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

«Жизнь за царя» и Невский проспект, 1836 год Михаил Глинка, Николай Гоголь Год 1836 потряс театральный Петербург: две премьеры – и какие! В Александринском театре поставили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», которая за год выдержала 272 представления, а в Большом театре состоялась

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Михаил Глинка и Екатерина Керн. История любви. Работа Глинки над оперой "Руслан и Людмила" затянулась на годы, без видимых причин, как у Брюллова лишь множилось число неоконченных работ. Это было странно тем более, что и композитор, и живописец, одаренные всем для их

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Глинка Д. Б. Кубанская «этажерка»Весной 1943 г на Кубани немцы предприняли наступление с Таманского полуострова. За так называемой «Голубой линией» противник сосредоточил массу своих войск, а на аэродромах Таманского

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Полынов Борис Борисович Полынов Б. Б. (1877–1952), русский почвовед, землевед («географ»), академик. Окончив Лесной институт, отправляется в научную поездку в Мюнхенский (Германия) и Венский (Австрия) университеты.1914–1918 годы. Первая мировая война. Б. Б. Полынов в качестве

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ ПЕРВЫЙ РАТНИК ГЛИНКА (Сергей Николаевич Глинка.

Из книги Тверской край - музыка - Санкт-Петербург автора Шишкова Мария Павловна

Федор Николаевич Глинка (1786–1880) Ф.Н.Глинка - поэт, прозаик, драматург, журналист посетил Тверь впервые в 1811 году при генерал- губернаторе принце Г.П.Ольденбургском. Ф.Глинка - боевой офицер, участник сражения при Аустерлице, в 1812 году был адъютантом генерала Милорадовича,

Дмитрий Борисович Глинка родился в в семье шахтера. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1937 года. В 1939 году окончил военную авиационную школу.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях против немецко-фашистских оккупантов на Крымском, Южном, Северо-Кавказском, 3-м и 1-м Украинских фронтах. Всего за годы войны совершил около 300 боевых вылетов. В боях лично сбил 50 вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года Дмитрию Борисовичу Глинке присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за новые подвиги он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. До 1960 года служил в рядах Советской Армии. В настоящее время полковник в отставке Д. Б. Глинка живет в Москве, работает в гражданской авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва.

Бои гремели на Кубани - на земле, изодранной в клочья разрывами мин и снарядов, и в заоблачных высотах, где, казалось, сам воздух сжался под непрерывным жестоким огнем и тесными стали голубые просторы. С той военной весны 1943 года в личном деле гвардии подполковника Дмитрия Борисовича Глинки сохранился документ, в котором говорится: «Преданность партии и социалистической Родине доказал в воздушных боях с фашистскими захватчиками. В данный момент находится в строю».

Да, с первых дней Великой Отечественной войны до победоносного ее завершения находился в строю Дмитрий Глинка.

В самом облике широкоплечего летчика, в красивом, волевом лице его что-то орлиное, а в характере бесценным сплавом сочетались замечательные качества воздушного бойца: дерзость риска и точный расчет, стремительная ярость удара и железное самообладание. Чем труднее складывалась ситуация в бою, тем полнее проявлялось изумительное ратное искусство Дмитрия Глинки, его безукоризненное владение самолетом, который, точно живое существо, послушно повиновался малейшему движению сильных, умелых рук летчика.

А бои были крайне напряженными. Фашистское командование, стремясь во что бы то ни стало удержать Кубань, сосредоточило на этом участке фронта крупные авиационные силы. Но героизм советских летчиков, таких, как Дмитрий Глинка и его боевые друзья, обеспечивал наше превосходство в воздухе.

Боевые вылеты следовали один за другим. С рассвета и дотемна. Только вернутся истребители на аэродром, пройдет каких-нибудь полчаса, пока техники и механики заправят машины горючим, пополнят боекомплект, и снова в воздух. Снова в бой.

Лучшие дня

В один из таких дней, когда солнце уже скрылось за горизонтом, Дмитрий Глинка, вернувшись с задания, едва добрел до землянки. Лег на нары и сразу же забылся тревожным сном. Даже во сне чудилось ему дымное небо войны, простреленное зенитными снарядами, исполосованное пулеметными трассами. А с запада, ревя моторами и закрывая собой солнце, как тучи саранчи, наседали машины с паучьей свастикой. Преграждая им путь, Дмитрий и его боевые товарищи яростно бросались в атаку. Вокруг скрещивались зловещие трассы, и казалось, нечем уже дышать в полыхающем небе...

И тут откуда-то издалека раздался знакомый голос: «Водички, командир?» Это обращался к своему летчику техник самолета. Дмитрий не узнал его. Не открывая глаз, взял кружку, отпил глоток. И снова уснул. Не слышал он, и когда в землянку заходил командир полка Ибрагим Дзусов.

Спит? - негромко спросил командир техника.

Да, уже восемнадцать часов подряд.

Не будить! - коротко распорядился Дзусов и заспешил на самолетную стоянку.

Летчик спал еще десять часов. Накануне он совершил девять боевых вылетов, и в каждом - воздушный бой.

Предельного напряжения сил требовала боевая работа. Нередко к концу дня усталость валила людей с ног. Но ничто не могло сломить их боевого духа. Что же касается труда, то цену ему братья Глинки познали еще сызмальства. Родились и выросли они в шахтерском крае, в горняцкой семье. В тринадцать лет вслед за старшим братом, Борисом, пошел на шахту и Дмитрий. Работали и учились. Борис окончил Криворожский городской техникум. Дмитрий стал электромонтером. Потом поступили в аэроклуб. Вместе осваивали летное дело. Первым ушел в Одесскую авиашколу пилотов Борис. В девятнадцать лет стал курсантом знаменитой «Качи» - училища военных летчиков - Дмитрий. Война застала его в боевом авиаполку. Уже с фронта он с группой летчиков-однополчан приехал в тыловой город получать новые самолеты.

И вот неожиданная встреча со старшим братом, который работал инструктором в авиаучилище. 80 летчиков подготовил для фронта Борис Глинка. И сам рвался в действующую армию. Сколько рапортов подавал, но всякий раз просьбу отклоняли.

И наверное, так и не разрешили бы, если бы не Ибрагим Дзусов. Он тоже прибыл с летчиками за новыми самолетами. Ходатайствуя за Бориса, не раз побывал у начальника школы. Уговорил-таки...

Здесь, на Кубани, Дмитрий и Борис служили в одном авиационном полку. Часто крыло к крылу поднимались братья на своих истребителях в небо навстречу врагу.

В короткие часы передышки Дмитрий и Борис вспоминали шахту, где начиналась их трудовая жизнь, мать, не знавшую устали в хлопотах и заботах о своих соколиках, отца, который напутствовал их, когда они кончали Криворожский аэроклуб:

А вы, сынки, уважайте землю, почитайте труд: это он поднял вас в небо!

Братья помнили отцовский завет. Грудью своей, могучими крыльями, которые дала им партия, народ, прикрывали они родную советскую землю.

На счету Дмитрия ко времени боев на Кубани уже числилось 146 боевых вылетов и 15 сбитых самолетов противника. Его подвиги были отмечены двумя орденами Красного Знамени. Он самоотверженно выполнял любое задание командования: летал в разведку, бесстрашно проникая в глубокий вражеский тыл, громил неприятельские аэродромы, штурмовал скопления войск и техники противника, прикрывал от фашистских бомбардировщиков наши наземные части, вел и группой и в одиночку воздушные бои с врагом.

Особенно по душе ему был свободный полет «охотника», тактику которого Дмитрий Глинка довел до виртуозности. Успешно решал он и задачи группового боя. Враг шаблона, Глинка изучал приемы фашистов, чтобы противопоставить им свое, ошеломляющее новизной решение, более выгодный боевой порядок, новый воздушный маневр, обеспечивающий победу. Опыт Дмитрия Глинки становился общим достоянием, обогащал тактику нашей боевой авиации.

Да, наука побеждать врага давалась не просто. Вспоминалась ненастная осень сорок второго, дни обороны Терека. Тяжкие шли бои. Возвращаясь с задания, летчики горячо спорили: «Почему воздушный противник всегда находится выше нас? Почему не мы бьем его сверху?» На счету Дмитрия Глинки к тому моменту уже было семь бомбардировщиков и два истребителя врага, уничтоженных в воздушных схватках. Но теперь, слушая своих товарищей, он тоже старался найти ответ на волновавший всех вопрос. Высказал свое мнение. Летчиков заинтересовал новый тактический прием. Хорошо бы испробовать его на практике.

Командир полка, выслушав Дмитрия Глинку, одобрил его предложение. А вскоре боевой приказ: выделить группу истребителей для сопровождения бомбардировщиков, которым предстояло нанести удар по танковой колонне, прорвавшейся к Моздоку. В полете пара Дмитрия Глинки шла намного выше боевого порядка.

В районе цели на бомбардировщиков устремились шесть МЕ-109. Они обрушились сверху, намереваясь, как прежде, атаковать внезапно. Но на сей раз гитлеровцы просчитались. Воспользовавшись преимуществом в высоте, пара Глинки свалилась на врага как снег на голову. С первой атаки Дмитрий сбил одного фашиста. Остальные шарахнулись вверх. Но пара Глинки, используя запас скорости, вновь оказалась выше. Тут же от меткой пулеметной очереди ведомого рухнул вниз еще один вражеский самолет. Так новый тактический прием, предложенный Дмитрием Глинкой, выдержал проверку боем.

Враг нес потери. И гитлеровцы применили новый маневр. Они начали выделять большие группы истребителей, чтобы очистить небо перед приходом своих бомбардировщиков. Дмитрий Глинка отвечает на это эшелонированным по высоте патрулированием. А когда требовала обстановка, вызывали но радио истребителей, находившихся на аэродроме в готовности к вылету. Наращивание сил в бою позволяло с большей результативностью громить ненавистного врага.

Однажды, это было на «Миус-фронте», Дмитрий Глинка во главе восьмерки истребителей прикрывал свои войска над полем боя. Пару самолетов ведущий направил за линию фронта для разведки и оповещения в случае появления противника. Предусмотрительность оказалась не лишней. О том, как развивались дальнейшие события, Дмитрий рассказывал:

Патрулируем. С нашей радиостанции наведения, величая меня инициалами имени и отчества, сообщают: «ДБ, ни черта не видно - пыль и дым. Смотри сам». Но я не беспокоился. Ведь за линией фронта пара наших истребителей. Свою задачу ребята знают, предупредят, если что. Буквально через минуту последовал доклад ведущего пары: «ДБ, идет большая группа бомбардировщиков». Я повел свою группу на сближение с противником. Бомбардировщиков мы атаковали задолго до подхода их к цели, километрах в двадцати от линии фронта. Сбили пять вражеских машин. У нас потерь не было.

Неутомимый в поисках, Дмитрий Глинка из практики кубанских боев сделал вывод: патруль, преграждающий путь гитлеровским бомбардировщикам, должен состоять из двух групп: одна - для борьбы с истребителями, другая - для борьбы с бомбардировщиками. Эта идея тут же была проверена.

К линии фронта приближаются вражеские самолеты. Наши истребители поднимаются в воздух. Дмитрий Глинка - в составе второй, нижней группы. Он рассказывал потом:

Слышу наземную радиостанцию: «Истребители противника на высоте три тысячи метров». В другое время я пошел бы вверх. Но сейчас этого делать не нужно. Я только передал верхней группе полученное сообщение. И вот она уже ведет бой с вражескими истребителями. Через две минуты появились бомбардировщики, которых я ждал. Мы тоже вступаем в бой. Один за другим самолеты противника, окутанные дымом, падают на землю. Строй вражеских машин нарушен, ни один бомбардировщик не достиг цели.

В другой раз Глинка ведет три пары истребителей, чтобы прикрыть наш передний край в районе станции Крымская. Сам он летит в среднем ярусе. Вдруг под ним появились два «мессершмитта». Их атаковала группа первого яруса и сразу же сбила один самолет. Второй полез вверх и угодил в прицел Глинки. Фашист камнем свалился на землю. Самая верхняя пара передает по радио, что ведет бой с четверкой «мессершмиттов». Глинка мгновенно набирает высоту, и еще один самолет противника, оставляя дымный шлейф, рухнул вниз. Два вражеских истребителя пикируют на самолет Дмитрия. Одного сбивает ведомый, другого перехватывает в пике пара нижнего яруса. Бой выигран.

«Чем больше врага, тем легче бить его» - эта фраза в устах замечательного летчика не была пустой бравадой. В летопись кубанских боев вошел такой эпизод. Одна из наших наступавших частей еще находилась в движении, когда над ней появилась туча вражеских бомбардировщиков. Сколько их? Наблюдатели насчитали 60 самолетов и сбились: в небе вдруг бешено закрутилась гигантская карусель. Ее затеял Дмитрий Глинка. Шестерка истребителей под его командованием бесстрашно ринулась на врага. Одни завязали схватку с «мессершмиттами», а командир врезался в строй «юнкерсов». Экономя боеприпасы, он бьет на выбор - по ведущим первого, второго, третьего звеньев. Все трое сбиты. Не долетев до цели, бомбардировщики сбрасывают свой груз куда попало. Разъяренные от неудачи, фашистские летчики группами атакуют самолет командира. На базу он не вернулся.

Печальная весть взбудоражила весь полк. С утроенной силой, стремясь отомстить за боевого товарища, сражались летчики в этот день и сбили 20 вражеских самолетов.

Но Дмитрий Глинка вернулся. А было так. Когда врагам удалось поджечь его машину, раненый летчик выбросился с парашютом. Опустившись возле горного селения, он, обессиленный от потери крови, лишился сознания. Местные жители бережно уложили его на белый шелк парашюта и понесли на руках через горы в расположение наших войск. Не пробыв в госпитале положенного срока, вопреки настояниям врачей Дмитрий Глинка возвратился в родной полк.

Весной 1943 года Родина увенчала отважного воина высоким званием Героя Советского Союза.

Продолжалась война, продолжалась и боевая биография летчика, чье имя стало известно всей стране. В жесточайших схватках с врагом Дмитрий Борисович Глинка совершенствовал свое воинское мастерство, он неустанно учился сам и личным примером воспитывал молодых воздушных бойцов. День ото дня рос счет сбитым неприятельским самолетам, уничтоженным фашистским танкам, автомашинам, батареям. Теперь наземные радиостанции противника с тревогой оповещали свои самолеты: «В воздухе Дмитрий Глинка!»

Еще несколько месяцев - и Дмитрий Борисович Глинка награждается второй «Золотой Звездой». Звание Героя Советского Союза присвоено и Борису Борисовичу. Народ славит пламенных патриотов, торжественно звучат стихотворные строки:

Из шахты родимой на поле войны - На грозные мчатся высоты Крылатые Глинки Бориса сыны, Отважные наши пилоты.

После Крыма, Кубани, Миуса - Харьков, Сандомирский плацдарм, Яссы... Растет число сбитых Дмитрием Глинкой «юнкерсов» и «мессершмиттов», «хейнкелей» и «фокке-вульфов». Воздушный патруль в небе... Скоростные машины то стрелой вонзаются в облака, то выходят из них, серебрясь в солнечных лучах, то падают в головокружительном пике, то круто, свечой взмывают вверх. Может быть, это летчики затеяли веселый спор, соревнуясь в искусстве полета? Нет. Группу ведет Дмитрий Глинка. Маневр выполняется так, чтобы ни один уголок неба не остался без надзора.

Черной стаей летят фашистские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями с крестом на фюзеляже. У противника четырехкратное превосходство. Но Глинка бросает свою группу в атаку! Вот падают вниз две фашистские машины. Колонна врата расстроена, бомбардировщики уходят восвояси. Группа наших истребителей продолжает полет. Дмитрий Глинка надежно охраняет небо. Он чувствовал себя полновластным хозяином воздушной стихии, и это ощущение испытывали все сражавшиеся рядом с ним. «Чувству неба» учил Дмитрий Борисович своих менее опытных товарищей.

Слабый летчик, - говорил он, - вертится в машине, как флюгер, напряженно следит за приборами, за горизонтом. Нет у него легкости в полете, нет той слитности, когда ты и машина - одно целое. А этого нужно добиваться.

Сколько летчиков мечтало летать так, как Дмитрий Глинка! А он неутомимо искал новую методику боя, чтобы превзойти хитрого, самоуверенного врага, привыкшего к легким победам в небе над Европой. Искусный маневр, разработанный героем, был применен нашими «охотниками» в воздушных боях, сопутствовавших Ясской операции. Часть, в которой служил Дмитрий Борисович, сбила тогда 50 самолетов противника, наши же потери были сведены на нет.

Советские войска в своем победоносном наступлении продвигались на запад. 46 самолетов сбил Дмитрий Глинка. Вот он сражается уже в небе над фашистской Германией. Не знает усталости этот человек. Наши войска прорывают гитлеровскую оборону по реке Шпрее, и в этот день Дмитрий Глинка сбивает еще три вражеских самолета. А вскоре в районе Дрездена на землю рухнул пятидесятый подбитый героем самолет фашистского аса.

В послевоенную пору Дмитрий Борисович Глинка ведет большую общественную работу, выступает в печати, рассказывая об опыте нашей авиации, накопленном в боях за Родину, воспитывает молодых летчиков.

Время легким инеем посеребрило голову, наложило едва приметные морщинки на высокий лоб командира, но по-прежнему зорки его орлиные глаза. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, как всегда, в строю!