Трактат по демонологии назывался ведьм. “Молот ведьм” – одна из самых страшных книг инквизиции. Примеры употребления слова демонология в литературе

Кто в наши дни не слышал об Инквизиции? Эта организация стала неотъемлемой частью массовой культуры: о ней снимают фильмы, пишут книги, создают компьютерные игры. В сознании современного человека образ Инквизиции по большей части создан при помощи поп-культуры, зачастую излишне романтизирован и не всегда соответствует действительности.

Какие ассоциации приходят на ум, когда мы слышим это зловещее слово – Инквизиция? Костры, ведьмы, пытки, мрачные и суровые монахи, закутанные в чёрные сутаны. А некоторые вспомнят и «Молот ведьм» - средневековый трактат о демонологии, также ставший известным широкому кругу людей вследствие популяризации Инквизиции в средствах массовой культуры. Что же это за трактат такой, и чем он необычен?

«Молот ведьм» , он же Mallēus Maleficārum (лат.), он же Hexenhammer (нем.) – знаменитый труд двух немецких друзей-инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера, изданный в 1487 году. Полное латинское название книги – «Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens», что переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Написан трактат был в 1486 году доминиканским инквизитором Генрихом Крамером, который подписался латинизированным вариантом имени - Генрикус Инститор. Его соавтором выступил декан Кёльнского университета, инквизитор Якоб Шпренгер. Издан сей труд был в городе Шпайер. Прежде чем приступить к описанию содержания сего шедевра, следует сказать несколько слов об авторах.

Генрих Крамер был немецким монахом и состоял в доминиканском ордене. Всю свою жизнь он являлся активным сторонником охоты на ведьм, по его собственным словам, отправил на костёр 200 человек.

Отличался крайней жестокостью и подозрительностью, во время своих проповедей запугивал народ и призывал писать доносы при малейших подозрениях на порчу и иное колдовство, убеждал всех в теории заговора. По мнению Крамера, действия дьявола и ведьм вот-вот должны были привести к концу света. Он пытал людей, ища виновных, не пытаясь никого оправдать. Отличался особой жестокостью даже среди своих собратьев-инквизиторах. Его часто критиковали, а в 1490 году даже осудили за неадекватные методы допроса.

Якоб Шпренгер был деканом Кёльнского университета, а также состоял в доминиканском ордене. Он считается соавтором Крамера, однако, по всей видимости, его перу принадлежало лишь введение.

Несмотря на своё звучное название, раскрученное благодаря всевозможным книгам и фильмам, «Молот ведьм» является весьма занудным чтивом, посвящённым по, большей части, теологическому и юридическому обоснованию необходимости в охоте на ведьм. Сама книга разделена на три части.

Первая часть посвящена изложению точки зрения Церкви на колдовство, которое объявлялось худшим из преступлений. Проводилось деление ведьм на три вида. Первая часть целиком состоит из рассуждений и теоретических доказательств существования бесов и их влияния на мир, особенностях полового акта с суккубами и инкубами, а также описаний того, как ведьмы крадут у мужчин половые члены.

Вторая часть продолжает те же темы, а также добавляет к ним описания способов ведьминского вредительства и устранения или излечения колдовства. Очень много внимания уделяется сексуальным делам ведьм, краже мужских половых органов и тому, как со всем этим бороться. Становится понятно, что волновало друзей-нквизиторов больше всего.

Ну а третья часть полностью посвящена юридической стороне вопроса охоты на ведьм. Приводятся правила судебных процессов, способы вынесения приговоров, пыток, допросов, доказательства виновности в колдовстве и многое другое.

При чтении «Молота ведьм» сначала становится смешно от всех этих нелепых объяснений и доказательств, противоречащих логике и здравому смыслу, но постепенно веселье сходит на нет, когда понимаешь, что в то время люди воспринимали всё это серьёзно. Более того, на основании подобных диких измышлений выносились смертные приговоры. Ознакомьтесь только с несколькими цитатами:

«Как ведьмы лишают мужчин полового члена; следует иметь, однако, в виду, что не в действительности они отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его, как установлено выше в соответствующем месте. В городе Равенсбурге один юноша был привязан к девушке, но когда захотел бросить ее, то чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело. Он опечалился».

«Дующие ведьмы - наиболее глупые из всех ведьм, ибо если были бы умны, то не дули бы».

«Этот бес начал с того, что стал ночью побуждать и манить к прелюбодеянию одну знатную женщину, лежавшую в постели, а затем стал действиями возбуждать ее к скверне. Когда она закричала, бес, во образе святого епископа, спрятался под ее постель. Найденный там, он стал лгать, называя себя епископом Сильваном».

А ещё «Молот ведьм» - это самый настоящий гимн женоненавистничества. По мнению Крамера и Шпренгера все женщины – грешницы априори:

«Если женщина плачет, то она конечно готовит козни».

«Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное».

«Мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний».

И подобных высказываний – огромное количество! Сейчас невозможно с точностью сказать, сколько человек было подвергнуто пыткам и предано смертной казни из-за книги, написанной явно психически нездоровыми друзьями-монахами, однако по разным данным это десятки, а то и сотни тысяч человек. Остаётся порадоваться, что времена охоты на ведьм и религиозного фанатизма остались далеко в прошлом. Так ведь?

Это самый известный трактат по демонологии, написанный еще в эпоху средневековья. Авторство этого труда принадлежит двум немецким монахам Доминиканского ордена Якову Шпренгеру и Генриху Крамеру. Точная дата написания трактата - 1486 год. Оба эти монаха были ярыми «охотниками на ведьм», именно по этой причине «Молот ведьм» - самый мрачный труд из всех подобных ему изданий. В период расцвета инквизиции эта книга была обязательна к прочтению для каждого противника ереси.

Трактат включал в себя собрания всех известных на то время приданий и легенд о ведьмах и черной магии. Труд был одобрен Папой Иннокентием VIII и официально стал настольной книгой инквизиторов. Книга была написана доступным для широкого понимания языком и, кроме церковного одобрения, получила одобрение судейское. Она состояла из правил и советов по уничтожению ведьм, составленных на основе знаний демонологии того периода и церковных знаний. Руководство по преследованию ведьм было изложено в трех частях.

Первая часть «Молота ведьм» состояла сплошь из рассуждений о вреде ведовства и опасности его для общества. Это считалось строгим преступлением и каралось смертью. Так же в этой части была дана классификация ведьм с делением их на три типа: те, кто только вредят и налагают проклятия, ведьмы, которые способны исцелять, и ведьмы, сочетающие и те и другие способности. В подтверждение виновности ведьм в ход шли любые свидетельствования, которые могли давать даже преступники, проститутки и прочие отлученные от церкви лица.

Вторая часть трактата самая обширная и содержит в себе описания способов вредительства ведьм, а также способов излечиться от этого вредительства. Отдельно упоминается категория лиц, на которых чары ведьм не действуют. Это инквизиторы, а также люди, которые оберегаются святой водой, ветками вербы, солью и прочими святыми предметами. Отдельно в трактате описывается деятельность колдунов мужского пола. Многие главы описывают сексуальные сношения ведьм, любовное колдовство, соблазнение против воли и прочие «проделки». Также описываются случаи оборотничества, переноса предметов с места на место, управление природными стихиями и прочее. В качестве избавления от подобных явлений рекомендуется паломничество к святым местам и молитвы. Если колдовство было очень сильным, то избавить от него может только смерть ведьмы, наложившей заклятие.

Третья часть книги полностью посвящена юридической стороне преследования и доказательства виновности ведьм. Решение о виновности ведьмы выносить мог только судья, что фактически означало смертный приговор. Разумеется, до самого судебного процесса обвиняемых ожидала камера пыток, где многие от издевательств и боли признавались в причастности к ведовству, даже будучи невиновными.

Использование инквизицией «Молота ведьм», построенного на предрассудках и витиеватых фразах из церковных канонов, призванных затуманивать голос разума, в свое время привело к травле и гибели тысяч невинных женщин.

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

«Молот ведьм» - кровавая библия инквизиции

«Молот ведьм»… Это чудовищное сочинение во славу Божию отправило на костер тысячи невинных людей. Что это за книга? Почему более 500 лет вокруг нее ведется столько споров?

Итак, знакомьтесь - настольная книга инквизиторов «Молот ведьм». Сразу предупреждаем - чтение не для слабонервных. В этом средневековом «бестселлере» вы найдете описания и соития ведьм с сатаной, и поедания детей и мужских половых органов, и вызывания бурь, града, чумы, и кровавых человеческих жертвоприношений, и способности убивать взглядом, предсказывать и летать… По сравнению с этим «шедевром» меркнут все ужасы Стивена Кинга, Дина Кунца и других писателей жанра хоррор.

Это поистине легендарное сочинение «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Mcdeficarum) увидело свет в 1486 г. в городе Шпайер. Его авторами стали два монаха-доминиканца Яков Шпренгер и Хайнрих Крамер (известный также как Генрих Инститорис), обличители еретиков в Рейнской области, расположенной на севере Германии. Из хроник того времени можно узнать, что пасторы не отличались примерной святостью и жители области неоднократно жаловались на них епископам. Расскажем более подробно об авторах «Молота».

Хайнрих Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где быстро настроил против себя все местное население. Ходят слухи, что он, чтобы обосновать необходимость охоты на ведьм, уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. Получив многочисленные жалобы, епископ Бриксенский изгнал Крамера, но тот получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда. Яков Шпренгер - соавтор сочинения Крамера - добился одобрения «Молота» и заручился письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487 г. Однако дело в том, что это одобрение подписали лишь четыре профессора из всего университета и их поддержка ограничилась заявлением, что части I и VI не противоречат Библии и другим каноническим книгам, а последняя, практическая, часть заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам. Но оно нигде более не было опубликовано и обнародовано. Таким образом, можно сделать вывод, что письмо - подделка, прибавляющая книге престиж. Еще один интересный факт свидетельствует об «авторитете» сочинителей «Молота ведьм». Коллеги Шпренгера по университету после его смерти 6 декабря 1495 г. не отслужили заупокойную мессу. Причин могло быть две. Первая - покойный завещал свое имущество за пределы Кельна, а вторая - такое отношение могло быть обусловлено академической непорядочностью Шпренгера. Однако Папа Римский Иннокентий VIII поддержал деятельность авторов «Молота». Зато уже в 1491 г. Великий инквизитор Испании Томас Торквемада признал «Молот ведьм» ересью. Почему это произошло? Получается, что инквизиция противоречит сама себе?

«Святой отдел расследований еретической греховности», несмотря на множество ужасных баек, которые так любят о нем рассказывать люди, не слишком хорошо знающие историю, - не самое кровавое явление в летописях человечества, хотя сравниться с ним в бессмысленной жестокости удавалось далеко не каждому тирану. «Молот» был самым популярным руководством к действию для средневековых охотников на ведьм. В XV в. женщин считали вовсе не прекрасным и слабым полом, а опасными и коварными посланницами дьявола. В лучшем случае их уделом становились дети, церковь и кухня. А если женщина была красива и умна - она обвинялась в колдовстве и попадала на костер. Многие наши соотечественники, побывав в Западной Европе, отмечают, что там очень мало красивых женщин. Испанки поражают еще и странной любовью к одежде черного цвета, которую носят и в будни, и в праздники. И это не случайность - это шрам, оставленный «молотом ведьм» на психологии и генофонде европейских государств.

Что стало причиной появления на свет ужасного орудия инквизиции? Созданная в 1204 г. инквизиция по закону имела право наследовать имущество осужденных еретиков, чем и пользовалась. Катары, мараны, гуситы были надежным источником пополнения казны Церкви. Когда же крупнейшие еретические секты были разгромлены, в бюджете Ватикана появились зияющие дыры, которые надо было срочно «латать». Кроме того, инквизиция была удобной, проверенной, отлаженной машиной, обладавшей огромной властью. Тормозить ее работу было не только невозможно, но и опасно. Святые отцы начали искать новый источник дохода - и нашли его. Им стали «колдуны» и «ведьмы». Поводом для обвинения в колдовстве мог стать слух, намек, анонимное письмо. Жертвой навета мог пасть любой: и ремесленник, и купец, и аристократ. В инквизиторском суде признавались все обвинения - показания других осужденных, прохожих и даже детей, что и в те времена не признавалось достойным доверия в обычных судах. Надо учитывать, что общее психическое здоровье большинства жителей средневековой Европы оставляло желать лучшего: веками людей пугали всемогущим, вездесущим Богом, который немилосердно карал грешников. Определить, кто есть этот самый грешник и слуга дьявола, был призван «Молот ведьм» - самый авторитетный в те времена трактат по демонологии, достоверность которого в своей булле подтвердил сам Папа. Авторы издания прекрасно разбирались в предмете, им не составило труда объединить древние легенды и церковные знания, чтобы составить подробнейшую инструкцию по выявлению ведьм и борьбе с ними. Последствия применения рекомендаций «Молота» поистине кошмарны.

Всего за шесть лет архиепископ - курфюрст Трира - сжег 368 ведьм, то есть на костре погибало более одной ведьмы в неделю. В двух немецких деревнях женщины вызвали настолько серьезные подозрения у инквизиторов, что в каждой из них в живых осталось только по одной женщине. За три месяца епископом Женевы были отправлены на костер 500 мнимых ведьм. В Савойе по обвинению в колдовстве были сожжены свыше 800 человек. Как утверждают записи самих инквизиторов, в разных концах Европы за 150 лет было предано позорной казни на костре около 30 тысяч ведьм. Церковь всегда была более чем склонна к женоненавистничеству Это был настоящий крестовый поход против женщин, а библией его участников стал «Молот ведьм», который состоит из трех частей. Каждая часть включает несколько глав - в полном соответствии с канонами ораторского искусства. Глава, как правило, начинается с вопроса, а далее авторы приводят ряд рассуждений и примеров и в конце дают ответ на поставленный вопрос. Авторы в качестве аргументов и доказательств своей правоты используют тексты Священного Писания, Канона Episcopi (Епископского Канона), учения Аристотеля, а также «Божественного церковного и гражданского права», хотя с точки зрения современной психологии это сочинение может быть прекрасным иллюстративным материалом к теории Фрейда о сексуальных отклонениях. Ярким доказательством этому может служить пример толкования авторами слова «женщина» (femina), происходящего от двух слов - «вера» и «малый». Не менее парадоксально и приведенное в книге толкование слова «дьявол» (diabolus). По мнению монахов, оно происходит от слов «два» и «смерть». Это символизирует, что дьявол убивает физическое и духовное начало человека - душу и тело. В «Молоте» одобрялись самые нелепые предрассудки относительно волшебства и колдуний.

Первая часть книги повествует о трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о Божьем попущении. Здесь говорится, что дьявол существует, может делать сверхъестественные вещи и ведьмы помогают ему. И это допускает Бог! При этом Церковь называет ведовство худшим из преступлений. Поэтому служители Церкви должны в полной мере осознать всю гнусность ворожбы, которая - суть отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему даров: принесение в жертву некрещеных детей и плотские сношения. В числе особо неблагонадежных оказались женщины, наделенные красотой. Красота, как известно, создана дьяволом для искушения людей. Во все времена обладательницы привлекательной внешности и острого ума притягивали людей и… имели завистников, а главное - завистниц. Потому ревнивые и не блистающие красотой и умом супруги часто писали доносы на симпатичных обаятельных соседок - на всякий случай. Инквизиторы, все без исключения мужчины, тоже не могли не поддаваться очарованию своих прекрасных узниц. И это было еще одним доказательством их дьявольской сущности и ведовского дара. Как ни странно, к ведьмам причисляли Повивальных бабок. Почему? Да потому, что женщины верили им гораздо больше, чем местным священникам, которые могли помочь больной или роженице только молитвой и уж абсолютно ничего не смыслили в гинекологии. Женское тело казалось им настолько нечистым и страшным, что со временем у священников появилось убеждение, будто ведьма может отращивать в причинном месте клыки. Еще один аргумент инквизиторов - повивальные бабки могли посвящать младенцев дьяволу или даже приносить их ему в жертву. Не обошли инквизиторы и совращенных и брошенных женщин: «Падшие девицы, покинутые своими любовниками, которым они отдавались ради обещания жениться на них, потеряв всякую надежду и отовсюду встречая только позор и стыд, обращаются к помощи дьявола». При этом мужчина-соблазнитель ни в коем случае не порицался.

При таком перечислении удивительных талантов и деяний ведьм считалось, что неверие в их способности - ересь:…Следуя учению святого Фомы Аквинского, где он говорил о вредительстве ведьм, некоторые пытались утверждать, что чародейства на свете не существует и что оно живет лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых скрыта. Другие признавали существование ведьм, но полагали, что они своим колдовством действуют лишь на воображение и фантазию. Эти лжеучения будут в нижеследующем выявлены и опровергнуты.

В Библии говорится, что ведьмы существуют, а при этом «любой, кто не верит в установления Священного Писания, является еретиком». Авторы утверждают, что сила дьявола наиболее сильно проявляет себя во время плотских сношений. В «Молоте» прямо указано, что «все колдовство исходит от плотских похотей ненасытных женщин». Ведьмы разделяются на три типа: те, которые занимаются всяческим вредительством; те, кто обладает только целительскими способностями; те, кто имеет оба этих колдовских дара. Существовал якобы и высший разряд ведьм, которые обладали большой силой. Ее они черпали от тел пожираемых младенцев. Поскольку грехи эти были велики, то давать показания против ведьм в суде разрешалось даже преступникам, отлученным от Церкви, лжесвидетелям, проституткам, иноземцам. Во второй части трактата Шпренгера и Крамера говорится о способах колдовства и о том, как его можно снять. Тут уже приведены не теоретические выкладки, а разбор практической магии. Авторы подробно и детально изображают, как колдуют ведьмы и как можно защититься от их чар. Болыпая часть глав, как ни странно, описывает сексуальное общение ведьм с дьяволом, суккубами, инкубами, способы соблазнения мужчин с помощью колдовства, удаление у них половых органов и задержку деторождения у женщин. Рассказано и о других видах колдовства: превращении в животное себя и других людей, насылании болезней, в том числе чумы и проказы, порче урожая, вселении в чужое тело, управлении силами стихий… Авторы подробно излагают ход колдовских обрядов, например окропления водой, чтобы вызвать дождь, или протыкания восковой фигурки, символизирующей жертву, иголками. Если ведьме хотелось украсть молоко, она делала вид, что доит нож, воткнутый в стену, говоря при этом дьяволу, какую именно корову нужно подоить. Также во второй главе восемнадцать разделов посвящено способам борьбы с ведьмовским вредительством. Среди средств излечения от чар предлагаются: паломничество к святым местам, полная исповедь, экзорцизм. А вот вернуть половой орган или человеческий облик может только ведьма, совершавшая колдовство, или ее смерть. Чтобы противостоять неурожаю, стихийным бедствиям и болезням, верующие должны обойти проклятые места крестным ходом.

В этой главе также упоминаются категории людей, неподвластных чарам ведьм: инквизиторы, борцы с ведьмами, люди, оберегаемые священными обрядами и ангелами. Отдельная глава посвящена колдунам-мужчинам.

В основу третьей части трактата легла заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых». Здесь подробно описывается вся процедура: способы выявления ведьм, предъявление обвинения, уговоры, пытки и способы получения признания.

Молчание под пыткой автоматически зачисляло жертву в ряды ведьм. Многие инквизиторы обещали помилование в обмен на признание и таким способом получали его: люди верили обещаниям, а позже неизменно подвергались пыткам. Инквизиторы обязательно должны были вырвать у обвиняемого признание вины - по закону ведьму или колдуна нельзя было осудить без признания. Эта часть состоит из 35 вопросов и ответов. Как ни странно, большинство из них рассматривают возможность вынесения оправдательного и смягчающего приговора. Вот только на деле жертвам редко удавалось избежать костра.

Предлагались самые разнообразные способы выявления ведьм. Эта процедура была очень важна для предъявления обвинения. Каких только средств не придумывали фанатики! Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Священник мог выявить всех ведьм в своем приходе, внеся в церковь пасхальное яйцо. К слову сказать, этот «подвиг» осуществить отваживались далеко не все охотники на ведьм. Предание гласило, что если ведьма успеет вырвать у него яйцо и раздавить, то у человека, затеявшего проверку, разорвется сердце. Считалось, что принесенные в церковь детские башмачки, предварительно смазанные салом, могли обездвижить колдунью. Одним из самых распространенных было испытание водой. В присутствии свидетелей палач или исполняющий его роль человек привязывал правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой, после чего колдунью бросали в воду. Если она начинала тонуть, значит, вины на ней нет, а если всплывала, это означало, что вода не принимает грешницу. Тогда у отцов-инквизиторов не оставалось сомнений - женщина точно служит сатане. Также бытовало мнение, что поскольку ведьма может летать, то, значит, и весит она меньше, чем остальные люди. Таким образом, обвиненных в колдовстве людей проверяли еще и взвешиванием. Эти методы были широко распространены в народе.

Обратите внимание, что простой народ не разделял мнения инквизиции относительно ведьм. Если священники считали главными пособниками дьявола женщин, то крестьяне или горожане руководствовались в определении колдунов не полом, а внешностью и поведением человека. Одинокие, нелюдимые, злые, имеющие физические недостатки, а также те, кто не соблюдал местных обычаев, пренебрегал моральными нормами или внезапно разбогател, могли оказаться колдунами.

Как правило, их не трогали, пока не происходило что-либо неординарное. Тогда начинались поиски колдуна или ведьмы, наведших порчу.

Но эти методы применялись до XV в. Когда охота на ведьм обрела общеевропейские масштабы, для опознания начали повсеместно применять лишь одну процедуру - укалывание иглой. На теле обвиняемых в колдовстве выискивали подозрительные пятна, родинки, отметины и шрамы и втыкали в них иглу. Если ранка не кровоточила и обвиняемый не испытывал боли, судьи приходили к выводу, что это отметина дьявола, следовательно, человек имел связи с нечистым.

Однако «Молот ведьм» ставил под сомнение и этот, и все предыдущие способы выявления пособников дьявола. Авторы книги утверждали, что говорить наверняка о виновности ведьмы может только судья. Это фактически был приговор всем попавшим в руки инквизиторов, поскольку фанатики не склонны были кого-то оправдывать. Единственной надеждой на спасение для тех, против кого не были выдвинуты прямые обвинения, было отречение от еретических мыслей, то есть признание существования ведьм! Ведь инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь - договор с дьяволом и службу ему.

По закону ведьму нельзя было судить без предоставления ей адвоката и наличия ее признания в сношениях с дьяволом, которое инквизиторам довольно легко удавалось выбить у жертвы во время пыток. Узнать имена доносчиков и свидетелей, подтвердивших донос, обвиненные не могли. Иначе говоря, из книги следует, что женщина повинна перед Церковью в том, что появилась на свет. Ее связь с дьяволом, таким образом, практически неизбежна и не требует даже особых доказательств. Следовательно, она не имеет права на жизнь.

Руководствуясь этими соображениями, инквизиция уничтожила, по разным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч женщин - самых красивых, умных, талантливых, богатых. С тех пор «Молот ведьм», ставший причиной их смерти, считается самой мрачной и жуткой книгой в истории. Он переиздавался 29 раз! Это рекорд для Средневековья! «Молот ведьм» стал Источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и главным пособием инквизиции.

С момента своего появления этот «научный труд» вызвал множество восторженных отзывов. Известный нидерландский юрист XVI в. Иодокус Дамгудер в своем популярном в то время исследовании «Практика уголовных дел» писал: «Книга эта имеет для мира силу закона». Гениальный художник Альбрехт Дюрер посвятил свой талант отображению историй, описанных в книге. Творцы баварского Кодекса Максимиллиана исходили при составлении отдела наказания еретиков Из положений книги Крамера и Шпренгера. Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI многократно указывали на правильность и непогрешимость всех постулатов «Молота ведьм». Современные ученые характеризуют интеллектуальный уровень книги так: «Ее жалкий стиль, своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, не способной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей». Конечно, нелогично судить представления средневековых мистиков с точки зрения современной науки, но разум и здравый смысл, присущий просвещенным людям всех эпох, подталкивает к мысли: эта роковая для человечества книга отбросила развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

1. «Охота на ведьм» Эволюция магии и дьяволизма неотделима от эволюции церковных представлений о сём жгучем вопросе.Раннее христианство заняло по отношению к злому началу половинчатую позицию. Формально признав его существование, и введя это положение в догмат, оно

Из книги Всемирный переворот. Эссе о новом американском империализме автора Фай Гийом

2. БИБЛИЯ И БИЗНЕС А. Возвращение библейского мессианства в американскую политику.НАИ вновь устанавливает связь с библейским мессианством отцов-основателей, который под сурдинку проповедовался около века. Это своего рода наивный возврат к истокам. Америка – это новый

Из книги Проходные дворы автора Хруцкий Эдуард Анатольевич

Кровавая «оттепель» На бывшей Пушкинской, а ныне Большой Дмитровке, из здания Совета Федерации густо повалили новые российские сенаторы, похожие на банщиков, вышедших прогуляться в выходной день.Охрана оттесняла прохожих с тротуара, опасаясь за бесценную жизнь

Из книги Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений автора Черницкий Александр Михайлович

КРОВАВАЯ ЭКСКУРСИЯ Начинался день 15 мая 1974 года - среда. Телефонное сообщение о происшествии в Верхней Галилее застало начальника генерального штаба Армии обороны Израиля в ванной комнате за вполне рутинным занятием: чисткой зубов. Но это не помешало ему выругаться с

Из книги Записки о Михаиле Булгакове автора Яновская Лидия Марковна

Библия на рабочем столе Михаила Булгакова В домашней библиотеке Михаила Булгакова была Библия на иврите.Сама библиотека, увы, не сохранилась. Бoльшую часть ее Елена Сергеевна продала на рубеже 40-х и 50-х годов. Рукописи хранила молитвенно, свято, а библиотеку продала.

Из книги Рыцарь и его доспехи [Латное облачение и вооружение (litres)] автора Окшотт Эварт

Глава 3 Топор, булава и молот Виды оружия, которые я хочу представить в этой главе, можно назвать вспомогательным вооружением средневекового рыцаря. Речь пойдет о топоре, булаве и молоте. Это оружие носили, как меч и копье, в составе полного вооружения. Конечно, находились

Из книги Великие тайны и загадки Средневековья автора Вербицкая Анна

Охота на ведьм - средневековая санитария? Процессы над ведьмами - одна из наиболее мрачных и таинственных страниц истории Позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В чем причины безумной боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в XV в.? Волна

Из книги Грядет глобальное похолодание автора Сапунов Валентин Борисович

Вулканы, Библия и Атлантида Загадка Атлантиды - одна из самых старых тайн мировой науки. Мир узнал о ней от древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.).Согласно его информации, 12 тысяч лет назад (от нашей эпохи, и, соответственно, 9,5 тысяч от его) в Атлантике,

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Кровавая изнанка маскарада Сегодня – церемония освящения техники… Все машины будут ездить в цветах, причем удовольствие это не из дешевых. Подношение стоит дорого – и с каждым годом заветная коробка дорожает. Но вот спрашиваю знакомого священника, понадобятся ли опять

Из книги Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все автора Мазуркевич Сергей Александрович

Сожжение ведьм Это были представители именно тех кругов общества, которые многие годы сопротивлялись темным домогательствам церкви и теперь вдруг обратились в «истинную веру» и с жаром принялись искать и обличать ведьм. Немецкий историк Герхард Праузе Общепринято

Из книги Мир мог быть другим. Уильям Буллит в попытках изменить ХХ век автора Эткинд Александр Маркович

Глава 13 Охота на ведьм и гомосексуалов В конце войны Буллит обрел врага, которого мог обвинить в своих и общих неудачах. То был кадровый дипломат Самнер Уэллес, доверенное лицо Рузвельта и его дальний родственник. Женатый на очень богатой наследнице на восемь лет старше

Из книги Молот и «Грушевое дерево». Убийства в Рэтклиффе автора Джеймс Филлис Дороти

Глава третья Молот «Жестокие убийства произвели широкую сенсацию, – писала в среду 11 декабря газета «Таймс». – Желание любопытных взглянуть на место преступления стало настолько сильным, что вчера до десяти утра по Рэтклифф-хайуэй было почти не пройти из-за толп».

Из книги Великолепная четверка. Братья Уорнер автора Штейнберг Александр

СЕМЕЙНЫЕ БАТАЛИИ И «ОХОТА НА ВЕДЬМ» Однако получить отцовское согласие было непросто. Джек-отец не испытывал никаких теплых отцовских чувств к Джеку-сыну. Это было очевидно, он даже не пытался этого скрывать. «Он мне слишком напоминает Ирму», – говорил Джек

Из книги Голливудский Раджа. Луис Мейер автора Штейнберг Александр

«ОХОТА НА ВЕДЬМ» И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНОСТИ Известна точная дата появления голливудских «черных списков» – 26 ноября 1947 года. В этот день в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» американские продюссеры подписали заявление, в котором были слова: «мы не возьмем на работу никого,

Из книги Легенды таинственного Петербурга автора Асадова Наргиз

Молот и резец Это орудия труда реальных каменщиков, каменотесов, строителей. Но масоны наделяют эти инструменты особым смыслом. Резец и молот становятся орудиями самосовершенствования. Метафизический смысл понятия «работы над диким камнем» сводится к стремлению из

Из книги автора

Серп и молот Да, эта символика имеет отношение не только к СССР, но и к масонам. Серп и молот для масонов имеют значение куда более глубокое, чем советский союз рабочего и крестьянки. Это победа над силами пространства и времени. Молот дает власть над пространством, молот

Трактат о борьбе с колдовством, написанный в 1486 году инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Именно «Молот ведьм» стал причиной массовых гонений инквизиции на лиц, подозреваемых в связи с темными силами.

Книга состоит из трех частей, каждая из которых направлена на решение определенной задачи. Ее влияние на европейские умы оказалось настолько велико, что сам Папа римский издал буллу «Всеми силами души», призывавшую к уничтожению ведьм и колдунов. Всего в период охоты на ведьм, продолжавшийся примерно два столетия, состоялось больше ста тысяч процессов, в результате которых пострадало не меньше 50 тысяч человек. Основное число жертв пришлось на Германию, Францию и Швейцарию. Даже на территории Америки было несколько громких процессов, например события в городке под названием Салем.

История судов над ведьмами уходит корнями в глубокую древность. Еще за две тысячи лет до н.э. Кодекс Хаммурапи требовал смертной казни за колдовство.

Книга Крамера и Шпренгера была довольно грамотно структурирована. В первой ее части, построенной в виде вопросов и ответов, подробно доказывалось, что колдовство на самом деле существует, что ведьмы напрямую связаны со злыми силами, причем злодеяния их чудовищны и непростительны. Здесь ведьмам приписываются человеческие жертвоприношения, поедание младенцев и множество других чудовищных деяний. Первая часть «Молота ведьм» была предназначена для возбуждения максимальной ненависти к колдунам и ведьмам как у церковных властей, так и у светских.

Вторая часть посвящена подробному описанию всех способов, которыми ведьмы могут вредить людям, а также методам противодействия колдовству, к которым , в частности, паломничество, покаяние, молитвы и экзорцизмы. Этот раздел книги перечисляет категории людей, против которых ведьмы бессильны, и касается случаев использования колдовства лицами пола.

Последняя казнь женщины по официальному обвинению в колдовстве произошла в Швейцарии в 1782 году, однако жертвами самосудов ведьмы становились и позже.

Заключительная часть «Молота ведьм» представляет собой кодекс, описывающий технологию проведения судебных процессов над уличенными или подозреваемыми в колдовстве женщинами. Перечисляются методы сбора доказательств, необходимые и , категории возможных свидетелей, а также основания, на которых выносится то или иное решение.

Книга фактически является подробной инструкцией по судебному процессу над , причем составлена она таким образом, чтобы вынесение обвинительного приговора не вызвало никаких трудностей. Крамер подвергает сомнению эффективность различных испытаний, которыми традиционно проверяли женщин на причастность к ведьмовству, предоставляя принимать решение о виновности лично судье.

В 1486 году Генрих Крамер и Якоб Шпренгер написали внушительных размеров трактат, который назвали «Молот ведьм». Основная цель этого труда состояла в том, чтобы доказать существование колдовства, показать, что женщины колдуют гораздо чаще мужчин, и описать способы, с помощью которых компетентные люди с легкостью смогут выявить ведьму и доказать ее вину. Крамер и Шпренгер (вклад первого ограничился прологом, однако его имя стоит на титульном листе) знали, о чем говорили: они были инквизиторами и создали трактат на основе собственного опыта. О том, какое место в «Молоте ведьм» занимает фольклорный нарратив, посвященный краже пенисов, социолог Мойра Смит рассказывает в статье , опубликованной в журнале Journal of Folklore Research.

Многие поколения историков оценивают эту книгу как вопиющий пример того, каким жестоким может быть человек. «Молот ведьм» называют «плодом сексуальных фантазий параноиков», тем не менее информацией, изложенной в трактате, инквизиторы пользовались многие десятилетия, осуждая и убивая согласно его положениям женщин, уличенных в «колдовстве».

Три истории

Крамер внес важный вклад в дело разжигания ненависти к женщинам. Именно он впервые четко сформулировал идею о том, что колдовство является прерогативой женского пола. «Все ведьмовство происходит от страсти к плотским наслаждениям, которая в женщинах неутолима», - писал инквизитор. Неудивительно, что столь сексистский подход к делу определял характер преступлений, якобы совершаемых ведьмами: они почти всегда были связаны с вопросом взаимоотношений полов. Колдуньи совокуплялись с инкубами, делали аборты, становились причиной бесплодия и вмешивались в интимные отношения мужей и их жен. В качестве одного из самых странных примеров такой активности Крамер рассказывает о том, как ведьмы крадут мужские половые органы.

Эта тема встречается в трактате трижды. В первой части труда инквизитор рассуждает о том, могут ли колдуньи и демоны заставить пенис исчезнуть, и приходит к выводу, что если первые действительно способны сделать это, то вторые лишь создают у жертвы иллюзию отсутствия мужского достоинства, которая также очевидна и для наблюдателей. Во второй части Крамер описывает способы выхода из этого состояния. В третьей же он приводит примеры кражи полового члена.

Изображение: обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год) / Сиднейский университет

«В городе Равенсбурге один юноша был привязан к девушке, но когда захотел бросить ее, то чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело», - рассказывает Крамер. Затем, следуя совету женщины, встреченной им в таверне, юноша вернулся к ведьме и потребовал свой пенис назад, угрожая иначе убить ее. После этого колдунья «коснулась рукой до его бедер у лобка и проговорила: "Теперь имеешь, чего хотел"».

«Однажды, говорил он, когда я принимал исповедь, пришел юноша и во время исповеди горько жаловался, что он потерял половой член. Удивившись, я не хотел верить его словам; "Тот легок сердцем, кто легко верит", – говорит премудрый. Но я убедился воочию, когда юноша, сняв платье, показал то место, и я ничего не увидел. Будучи совершенно в здравом уме, я спросил не подозревает ли он кого-нибудь, кто его так околдовал; юноша ответил, что подозревает, но что ее здесь нет, она живет в Вормсе; "Тогда я тебе советую: немедля иди к ней и постарайся, насколько возможно, обещаниями и ласковыми словами умилостивить ее". Он так и сделал. Через несколько дней он вернулся и благодарил меня, рассказав, что он здоров и все получил обратно; я поверил его словам, но снова так же проверил и своими глазами».

Наконец, Крамер описывает совершенно фантастическую картину:

«Наконец, что нужно думать о тех ведьмах, которые такие члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно? На это следует сказать, что все это делается дьявольским наваждением и действием, так как чувства зрителей обманываются вышеуказанными способами. Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнёзда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: "Нет, этот не тронь, и при этом добавила, он принадлежит одному попу"».

Исследователи «Молота ведьм» обычно понимают этот отрывок однозначно: все описанное - плод больной фантазии Крамера, и инквизитор не шутит. Это, скажем, в 1584 году отмечал в своей книге англичанин Реджинальд Скот, ярый противник веры в колдовство и ведьм: «Это не шутка, ибо написано теми, кто решал и решает, кому жить, а кому - нет». Но так ли это на самом деле?

Изображение: Hans Baldung / музей «Штедель», «Ведьмы погоды», 1523

Куда он делся?

Современные критики «Молота ведьм» исходят из абсурдности утверждения о магическом воровстве половых членов, объясняя все исключительно фантазией авторов книги. Тем не менее описания подобной практики часто встречаются в фольклоре. Например, демонолог Жан Боден записал в 1567 году разговор с женщиной, утверждавшей, что знает более пятидесяти способов, с помощью которых можно вызвать импотенцию, воспрепятствовать зачатию и даже затруднить мочеиспускание у жертвы - достаточно просто должным образом завязать узелки на нити.

Охотники на ведьм знали народные поверья и зачастую ориентировались на них в своей работе. Если муж женщины стал импотентом, то смело мог подать на развод - ведь согласно Каноническому праву Католической церкви считалось, что импотенцию вызывает колдовство.

Конечно, Крамер пошел дальше, он говорил именно об исчезновении пениса. Впоследствии другие демонологи также отмечали случаи «втягивания, сокрытия или полного удаления полового члена», обвиняя в этом дьявола и его слуг. Существуют свидетельства того, как женщин судили за такие «преступления» (хотя их и не так много).

Скорее всего, описывая случаи «иллюзорной кражи» полового члена, Крамер имеет в виду импотенцию, когда речь идет о потере мужского достоинства, а не пениса как такового. Говоря же о случаях реального исчезновения, инквизитор, вероятно, имеет в виду синдром втягивания гениталий (коро) - состояние, известное современным психиатрам. Во врачебной практике его определяют так: «страх или мания втягивания половых органов в брюшную полость, результатом которого будет смерть».

Этот синдром малоизвестен на Западе, но связанные с ним поверья бытуют, скажем, в Китае или Африке. Виновниками втягивания гениталий называют вампиров, призраков, духов женщин, умерших во время родов. В Западной Африке считается, что пенисы воруют колдуны, причем массово - если таковое случается, толпа ловит «колдуна» и избивает его до того момента, пока он не вернет украденное.

Изображение: Якоб Корнелиц ван Оостзанен «Саул и ведьма из Эндора», 1526

Крамер в «Молоте ведьм» пишет, что ведьмы «не в действительности отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его». Учитывая скептицизм автора трактата, неудивительно, что в документальных свидетельствах судебных процессов по делу ведьм такие случаи почти отсутствуют.

Несмотря на то что психиатры и инквизиторы утверждают, что пенисы не исчезают физически, медицине известны случаи внезапного уменьшения гениталий, которые, вероятно, и лежат в основе коро и других подобных поверий. Вероятно, именно об этом пишет Крамер, когда рассказывает об обследовании паховой области молодого человека «уважаемым священником» (которым, скорее всего, был сам инквизитор).

Гнездо

Описываемое в трактате «гнездо живых пенисов», которые ведьма содержит в качестве домашних питомцев - другое дело. Действительно ли Крамер верил в то, что пишет? По его словам, о подобной практике знают многие, но тогда где же другие средневековые свидетельства этого феномена?

Ключ к разгадке тайны - то, какими словами инквизитор описывает картину. Он утверждает, что ведьма содержит половые члены в гнезде и кормит их овсом. То есть фактически речь идет о птенцах, а птиц в западном фольклоре часто ассоциируют с пенисом. Например, в английском языке есть жаргонизм cock («петушок»), в Англии XIX века член называли «птичкой», в США - «кенаром» и «кукушечкой». Шутки, в которых пенис сравнивается с птицей, очень популярны.

Изображение: Мартин ван Маэле «The Great Danse Macabre of the Quick»

Учитывая все это, гнездо, о котором пишет Крамер, - вовсе не плод его воспаленного сознания. Остается ответить на вопрос о том, почему в конце истории ведьма запрещает взять мужчине самый большой половой член, так как он принадлежит «одному попу». В результате этот пассаж не получается трактовать иначе как юмор.

Инквизиторы тоже шутят

И это действительно так - размер мужских гениталий с давних пор является предметом для шуток. Более того, существуют вариации на тему старого анекдота: монахиня не желает встречаться с одним монахом, пока он, во тьме ночной, не придет в ее келью и не покажет, на что способен. Монах подговаривает другого монаха, брата Конрада, славящегося размерами своего мужского достоинства, заменить его, но монахиня очень быстро понимает, что к ней пришел не тот - член брата Конрада известен всем в женском монастыре.

Но что эта антиклерикальная шутка делает в «самом важном и зловещем труде по демонологии, когда-либо написанном»? «Молот ведьм» полон историй из жизни, и почти все они состоят из трех ключевых элементов: некто обращается к авторитетной персоне за помощью, та дает ему рекомендации для решения проблемы, после чего описывается результат.

Изображение: средневековая миниатюра

Но история про гнездо с живыми пенисами не следует этой парадигме. В ней не рассказывается, чем все закончилось, и нет советчика. Крамер не стал подгонять ее под формат других, желая подчеркнуть, что это не более чем юмористическая байка, призванная разбавить мрачный тон повествования. Присутствие в ней некоего «попа» подтверждает эту догадку - инквизиторы и охотники на ведьм охотно подшучивали над священниками низкого сана.

Исследователи часто представляют инквизиторов как воплощение зла - мрачных психопатов, которым доставляло радость видеть страдания ни в чем не виноватых людей. Однако тут следует учитывать реалии того времени. Крамер и его коллеги жили тогда, когда охота на ведьм не была чем-то из ряда вон выходящим, и убить «ведьму» значило решить множество проблем, причиной которых она якобы являлась. Это были обычные непросвещенные люди, которые, как и все остальные, любили выпить, поесть и отпустить скабрезную шутку.