Акустические колонки: краткий обзор. Что необходимо знать при выборе автомобильной акустики Виды колонок и их характеристика

Посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната - своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно - после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение - ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового - смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.


PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.


При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) - в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем - акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки - отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.


Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха - пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.


В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом - в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.


Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука - пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело - труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.


Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора - 24 дБ/окт.


В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный - 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще - достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.


Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.


Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс - с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы - к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.


Акустический лабиринт - любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.


Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта - процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай - стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор - самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.


Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же - рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста - его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия - уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.


Системы Realhorns - особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно - пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.


Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.


Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июнь 2016 г.

Сейчас трудно представить персональный компьютер без колонок. Многие даже удивляются, если компьютер без них. В этом случае смотреть фильмы, слушать музыку и играть в игры просто не представляется возможным. Поэтому приобретая компьютер все стараются сразу же купить все необходимые комплектующие, в т.ч. колонки.

Стоит отметить, что компьютерные колонки не производят качественный звук. Поэтому для тех, кому важен качественный звук во время просмотра фильма или прослушивания музыки, рекомендуется сразу же приобретать стериосистемы для домашнего кинотеатра. Колонки для компьютера больше подходят людям, для которых качество звучания не выходит на первый план. Но и в этом случае выбрать хорошие колонки является не простой задачей. Они должны иметь небольшой размер, подавлять магнитное излучение, иметь специальные разъемы и быть совместимыми со звуковой картой компьютера.

Виды колонок для компьютера

Различают активные и пассивные колонки. Активные колонки имеют встроенный усилитель. Пассивные колонки используются для ноутбуков и требуют усилитель и дополнительное питание. У пассивных колонок плохой звук и невысокая стоимость. Поэтому они проигрывают активным колонкам, которые обеспечивают качественное звучание.

Различают колонки по конфигурации. В этом случае они могут быть 2.0, 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Самые простые колонки модификации 2.0. Они имеют две колонки и никаких дополнительных устройств или усилителей. Колонки из других модификаций имеют больше частей, а также сабвуфер.

Колонки 2.0 и 2.1 имеют среднюю цену и предназначены для прослушивания музыки, видео и игр. Для домашнего использования или для офиса их вполне достаточно. Могут иметь от одного и более динамиков. Колонки модификации 2.1 имеют сабвуфер, который отвечает за вывод низких частот, тогда как динамики за вывод высоких и средних частот. В этом случае звук становится более объемным и реалистичным.

Колонки 5.1 и 7.1 позволяют полностью погрузиться в игровой процесс или в просмотр фильма. Они имеют несколько каналов и по качеству звучания намного лучше, чем две предыдущие конфигурации. Но здесь очень важно, чтобы колонки подходили под звуковую карту самого компьютера. Колонки модификации 5.1 и 7.1 позволяют создать домашний кинотеатр.

Модификация 5.1 имеет две фронтальные, две тыльные, одну центральную колонку и сабвуфер. Модификация 7.1 напоминает 5.1, но только дополненную еще двумя тыльными колонками.

На что обратить внимание при выборе колонок?

При выборе колонок разу стоит обратить внимание на материал изготовления. От материала во многом зависит качество звучания. Пластиковые колонки снижают качество звука и стоят они дешево. От таких колонок стоит только ожидать дребезжание, плохое воспроизведение звука и многие другие неприятности. Колонки из дерева, наоборот, позволяют создать качественный звук и хорошие акустические свойства. Но здесь можно столкнуться с высокой стоимостью колонок. Колонки из цельного дерева производят только для профессиональной сферы. Для других случаев дерево заменяют ДСП, МДФ и многослойной фанерой. Колонки из любого материала не должны иметь никаких отверстий, потому что они ухудшают звук. Исключение составляет фазоинвертор, у которого с лицевой стороны имеются отверстия для воспроизведения баса.

Но все-таки материал не главная характеристика качественного звука. Необходимо обращать внимание на динамики, усилители, фильтры, качество сборки и настройки акустической системы.

Прежде чем приступить к рассмотрению технических характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе колонок стоит отметить, что многие считают мощность и громкость одним и тем же показателем. Это обманчивое мнение. Мощность влияет на акустику, а громкость связана с чувствительностью. Параметры громкости звучания не должны быть выше 85 децибел.

Теперь подробнее о технических характеристиках.

Мощность

Различают два вида мощности - пиковая музыкальная мощность (Р.М.Р.О - Peak Music Power Output) и среднеквадратичная мощность (RMS - Root Mean Square). При выборе стоит обращать внимание на второй вид мощности. Именно она характеризует максимальную мощность, при которой акустическая система может длительное время воспроизводить звуки без искажений и повреждений. При этой мощности происходит комфортное и качественное воспроизведение музыки. Пиковая музыкальная мощность может в несколько раз превышать показатель второй мощности.

Для компьютера, к которому не предъявляются особые требования, и он будет стоять в средней по величине комнате, достаточно иметь мощность 20-50 ватт.

Частота диапазона колонок

Под этим параметром понимается частота, которую способны воспроизводить колонки. Идеальная частота воспроизведения 20-20000 Гц, но они бывают только у профессиональной акустической системы. В обыкновенных колонах в характеристиках зачастую указывается частота от 40 Гц до 18 кГц. В принципе этого достаточно для нормального восприятия человеком качественного звука. Если частота будет ниже или выше указанного параметра, то звук будет сопровождаться треском, шипением, провалом и искажением. Кроме того, стоит учесть, что дешевая акустическая система не может иметь частоту 20-20000 Гц. Это не соответствует правде.

Чувствительность

Этот параметр, который непосредственно влияет на громкость звука и указывает на уровень воспроизведения звука на расстоянии одного метра при мощности 1 Вт. Измеряется показатель в децибелах. Оптимальным вариантом считается чувствительность размером 85-89 децибел.

Если приобрести колонки, которые будут иметь разную чувствительность, то лучший звук будет исходить из колонки с большей чувствительностью.

Количество полос

Этот параметр характеризует количество динамиков. Однополосные акустические системы имеют один динамик. Двухполосная колонка - два динамика, где один динамик воспроизводит низкочастотные звуки, а второй - средние и высокие. Трехполосные колонки имеют три динамика. Первый динамик воспроизводит низкие звуки, второй - средние, а третий - высокие.

Существуют акустические системы с более чем три полосы. В этом случае звуки получаются более колоритным.

Размер

Этот параметр для многих может не играть роли во время выбора. Но, если все-таки колонки не должны привлекать внимание, то стоит выбирать такой размер, чтобы можно было их спрятать. Оптимальным вариантом считаются колонки размером 10,4х16,5х15 см. Их можно спрятать за компьютер.

Управление

Панель управления (в основном регулятор громкости) располагается или на сабвуфере или на одной из колонок. На колонке он может находиться с боку, спереди или сзади. Лучше всего управлять колонками с компьютера. Частое использование регулятора громкости приводит к его стиранию и выходу из строя.

Современные колонки имеют проводные или дистанционные пульты управления

Как выбирать колонки?

При покупке колонок стоит провести небольшой тест. Включите колонки и постепенно добавляйте звук. Остановитесь на том моменте, когда звук начнет искажаться. Послушайте звук и определите, хватит ли вам его для того, чтобы слушать музыку, смотреть фильм или играть.

Дополнительные функции

Прекрасным дополнением к колонкам станет наличие выхода под наушники, пульт управления, информационный дисплей, функция проигрывания радио или музыки с карты памяти или флешки .

Производители колонок

Колонки производит достаточно большое количество фирм. Поэтому остановимся на самых популярных и пользующихся спросом у покупателей компаниях.

Компании Creative, Defender, Edifier, F&D, Logitech, Microlab и Sven производят качественные акустические системы. Стоят колонки не дешево, но качество звука стоит этих денег.

Более дешевые варианты колонок, которые пользуются спросом у пользователей, представлены компаниями A4Tech, Acme, Codegen, Gembird, Gemix, Genius. Но, к сожалению, звук достаточно плохой.

Акустическую систему для ноутбуков производят фирмы A4Tech, Defender, Divoom, HQ-Tech, Jabra, Philips, Sanyoo, Sony, Speed-Link.

Цена

Стоимость колонок зависит от модификации. Самые дешевые колонки модификации 2.0 и 2.1. Стоят они от 10 $ до 50 $. Акустическая система модификации 5.1 и 7.1 стоит свыше 70 $.

Где приобретать колонки?

Приобрести колонки можно в магазине электроники или в интернет-магазинах. Но прежде чем делать покупку стоит определиться с параметрами, которыми должны обладать колонки, и с торговой маркой, а также не спешить с покупкой.

Как пользоваться колонками?

Пользоваться колонками достаточно просто. Сначала их необходимо подсоединить к компьютеру. После этого включить звук и настроить громкость. Дальше выбрать свою любимую музыку или фильм и наслаждаться.

Как выбрать колонки для простых обывателей ПК и для настоящих ценителей музыки, которые на слух определяют чистоту и уровень звука, обожают прослушивать мелодии. Знакомство с основными критериями колонок, их характеристиками и предназначением. Данная статья поможет определиться с правильным выбором.

Критерии выбора

Все зависит от того, с какой целью вы покупаете колонки. Чтобы просто воспроизводить звук в компьютере, нужно будет купить классические колонки 2.0. Качество звука хорошее, цена – приемлемая. Но не каждого обывателя может устроить такая простая аудиосистема. Для того чтобы точно понять, для каких целей будут использоваться колонки, изучите их основные критерии и ознакомьтесь с основными функциями.

Какие бывают колонки:

  1. Для разъездов с ноутбуком оптимальным выбором будут портативные колонки (см. как выбрать портативные колонки), которые подключаются через Bluetooth и имеют мощный аккумулятор. Занимают мало места, подключения к сети не требуют. Хотя проигрывают в качестве звука.
  2. Для домашнего или офисного компьютера подойдут колонки 2.1, они справляются с передачей любых аудио и видеофайлов, не бьют на слух при работе на повышенных тонах.
  3. Для профессиональных ди-джеев лучшим выбором будет акустическая техника формата 2.1.
  4. Для любителей кино и видеоигр со спецэффектами подойдут колонки 5.1
  5. Для ценителей объемного звука , к компьютеру подойдет по всем параметрам система для домашних кинотеатров.

Что же означают загадочные цифры «2.0», «5.1» и «2.1»? Это обозначения типов колонок: первое число – это количество колонок, а второе число – количество сабвуферов. Имеются еще проекторы – саундбары. В чем их отличия?

  1. Самый ходовой вариант – 2.0, колонки воссоздают невысокие, обычные и высочайшие частоты. Стереопара из 2 колонок.
  2. Вариант 2.1 . Не дорогой вариант для прослушивания музыки и игр. Опытные меломаны считают, что такие колонки вполне неплохо прогоняют рэп и тяжелый металл. Две колонки берут на себя средние и высокие частоты, а третья – сабвуфер – низкие. Именно она гарантирует более глубокий бас, нежели прочие, не столь универсальные, системы.
  3. Вариант 5.1. Его называют расширенным форматом 2.1, тут больше колонок: добавляются 2 тыловые и 1 – центральная. Но использовать такую систему получится не на каждом компьютере, нужен специальный разъем или наличие ресивера. Если вы собираетесь смотреть по компьютеру шикарные блокбастеры и играть в крутые игры со спецэффектами – это идеальный для вас вариант.
  4. Саундбары . Длинная колонка, где располагаются динамики. Модель очень дорогая, для профессиональных музыкантов. Гарантируют качество и уровень звука даже в большом помещении, без размещения по периметру самих колонок.

Теперь – о материале корпусов колонок.

  1. Деревянные – цена выше, но имеют более объемное звучание. И самый главный их плюс – не дребезжат.
  2. Пластиковые – на порядок дешевле, больше выбор моделей, но акустика – хуже, пассивные будут сильно хрипеть.
  3. Из МДФ . Компромисс между ценой и качеством. Стоят недорого и звук хороший, без дребезжания и выглядят довольно стильно.
  4. С применением металла . Такие корпуса делают для оргтехники в стиле хайтек. Хороший звук, вид вполне презентабельный, но цена высокая.

Есть еще классификация на колонки активные и пассивные.

  1. Активные характеризуются насыщенным звучанием и плавным переходом между тональностями. Встроенный усилитель, энергия от РС.
  2. Пассивные стоят дешевле, поскольку качество звука скромное, нужен усилитель.

Теперь расшифруем еще такой термин. Однополосная акустика – это 1 динамик, который воспроизводит частоты, двухполосная – 2 динамика, на низко-средние частоты и высокие. В трехполосной колонке – 3 динамика на каждую частоту отдельно.

Характеристики компьютерных колонок

Что играет важную роль при покупке компьютерных колонок? Специалисты советуют обращать внимание на такие характеристики:

  1. Диапазон частот . От него зависит набор звуковых эффектов. Для работы и просмотра фильмов хватит и 20 тысяч Герц, а вот меломанам стоит «забраться» повыше.
  2. Чувствительность. Чем она выше, тем дальше идет звуковой сигнал, сохраняя при этом высокое качество. Оптимальным выбором будет на 85-100 децибел.
  3. Мощность. Самый важный показатель. Для простого воспроизведения звука достаточно будет 20 Ватт. Меломанам и любителям больших музыкальных компаний надо выбирать вариант с показателями, не меньше 50 Ватт.
  4. Габариты . Маленький размер и отличное звучание, мощные частоты – такое встречается крайне редко. Поэтому для хорошего звучания придётся выделить место.
  5. С микрофоном . Такие приобретают для интернет-конференций, чтобы не тратиться на набор аудиоаппаратуры.

Мощности разных видов колонок

  1. Офисные . Мощность – от 2 до 6 Ватт на колонку, для работы этого вполне достаточно.
  2. Домашние . Мощность – около 30 Ватт на каждую, если громкий звук не нужен, хватит 10-15 Ватт. Если хочется слушать музыку громко, тогда показатели должны быть около 50 Ватт. К игровым колонкам требования – аналогичные. Для мощных систем, на 5.1 и 7.1, считают общую мощность, там цифры нужны от 150 до 500 Ватт. Любителям тихой музыки хватит и на 75 Ватт, для больших компаний надо брать не меньше 150. Все зависит от того, какую сумму готовы потратить (чем выше показатели, тем выше цена).
  3. Портативные . У этих в среднем на колонку припадает до 4 Ватт. Если питание идет от Bluetooth, лучше покупать на 2-3 Ватт, если от розетки – тогда на 4-6.

Топ-10 лучших колонок для компьютера

На современном рынке постоянно идет борьба между производителями оргтехники, пока что первые позиции в ТОП-10 сохраняют такие модели:

1. . Мощность колонок 4 Вт, выполнены из МДФ материала. Однополосное звучание. Частотный диапазон от 90 до 20000 Гц.

  • легко и быстро подключается гарнитура;
  • питание от USB;

Минус: не большая мощность.

2. . Малогабаритный корпус, широкополосные динамики, мощностью 6 Вт, разъем USB обеспечивает питание вмонтированного усилителя. Выполнены из пластика, диапазон частот – от 80 Гц. Классический вариант для компьютера.

  • потребляет мало энергии;
  • питание от USB;
  • пассивный излучатель.

Минус: нет блока питания, придется покупать дополнительно или занимать порт компьютера;

3. . Корпус из МДФ, очень похож на деревянный, мощность обеих колонок – 6 Вт (по 3 на каждую), однополосное звучание, от 90 Гц.

  • питание через USB;
  • ярко подсвечен регулятор громкости;
  • блок питания в наборе.

Минус: в комплект не входят боковые динамики.

4. . Колонки имеют мощность 1.2 Вт, частота от 20 Гц, модель выполнена из пластика.

  • компактность;
  • легко подключаются и к ноутбуку через USB;
  • кабели нужной длины.
  • играют хорошо, но без усиления низких частот;
  • маркий корпус.

5. . Титановый твиттер, частотники из алюминия, мощность не искажается – до 120 Ватт (по 60 на каждую). Вес колонки – 8 килограмм, разъемы расположены в задней стенке, неудобство компенсирует пульт управления. Диапазон частот от 48 до 20000 Гц.

  • Bluetooth и цифровые интерфейсы;
  • материал – дерево;
  • четкий и басистый звук на большой громкости.

6. . Мини-музыкальный центр, звук воспроизводится с USB-флешек и карт памяти. Bluetooth. Можно усилить сабвуфером, но соотношение цены и качества вполне достойное. Мощность 50 Вт, мощность до 25 тыс. Гц. Материал – МДФ.

  • четкий и мощный звук;
  • беспроводное подключение;
  • наличие пульта.

Минус: нестандартная глянцевая передняя панель.

7. . Двухполосное звучание, Bluetooth, поддержка передачи звука aptX, в связке с NFC. Хороши для ноутбуков, поскольку не нужно отсоединять линейный кабель. А еще можно слушать музыку со смартфона. Мощность 28 Вт, выполнены из пластика.

  • отдельное регулирование тембра на каждой из полос;
  • гнездо для наушников;
  • отключается автоматически;
  • можно работать и с подключением проводным и без;
  • мощный бас.

Минус: высокая цена (от 8000 руб).

8. . Колонки только для ПК, поскольку размеры довольно внушительные. Оригинальный дизайн под ретро. Двухполосная акустика, регуляторами можно менять тембр частот. Мощность на обе колонки – 60 Вт. Частотный диапазон от 50 до 20 ты. Гц.

  • нет хрипов даже на большой громкости;
  • четкий и мощный звук;
  • два микрофонных разъема;
  • ревербератор;
  • высокая мощность.

9. . Оригинальная фишка – пульт, который соединен с усилителем, с подключенными наушниками. Включение только по линейному входу, регулируются лишь басы. Мощность системы – 40 Вт (по 20 на каждую колонку), частотный диапазон – от 55 до 20 ты. Гц. Материал – МДФ.

  • компактность;
  • удобная настройка.

Минусов не обнаружено.

10. . Качественное звучание гарантируют 2 сателлита, пластиковые 85-миллиметровые среднечастотники, фазоинверторный сабвуфер. В сумме мощность составляет 110 Вт. Корпус колонок из МДФ. Частоты от 30 до 20- тыс. Гц.

  • ИК-пульт;
  • выносной дисплей с кнопками управления;
  • цвет корпуса можно выбирать: красный или коричневый;
  • мощное усиление.

Минус: повышенная цена из-за выносного экрана.

Самые усовершенствованные модели колонок для ПК

Лидирующей компьютерной акустикой называют вариант 5.1. Внедряется на DVD и в компьютерных игрушках. Самые улучшенные модели:

1. Logitech Z Четыре колонки, мощностью по 67 Ватт, крепятся на стене, 1 колонка центрального канала такой же мощности, и сабвуфер на 165 Ватт. Можно управлять акустикой, даже выбирать входы для источника звука. От 22 тысяч рублей.

  • эффекты стерео 3D, 4.1 и 2.1;
  • до 6 источников звука;
  • записывается от сети;
  • пульт управления;
  • оригинальный дизайн.

Минус: нет болтов для крепежа.

2.. Наиболее продвинутая версия. Акустика 5.1. Корпус – из плит MDF, без вредных примесей, которые улучшают качество звучания. Оптимальный режим тепла, минимум помех. Мощность на обе колонки – 540 Вт, частотность от 42 до 20 тыс. Гц. Методика инертных радиаторов, которая гарантирует насыщенные басы. От 24 тысяч рублей.

  • есть пульт;
  • ровные басы, чистое звучание;
  • оригинальный дизайн;
  • сабвуфер на 10 дюймов.

Минус: большие размеры.

3.. Сделаны из МДФ, классический дизайн, 6 каналов, мощные колонки и сабвуфер. Мощность – 84 Ватт. Чистое звучание, благодаря супер-методике Частота от 30 до 20 тыс. Гц. Цена от 8 тысяч рублей.

  • управляется пультом;
  • можно подключать несколько источников звука;
  • магнитное экранирование;

Минус: не длинные провода.

4.. Позиционируется, как не очень дорогая акустика с прекрасным звуком. Мощность – 75 Ватт, частота – от 45 до 20 тыс. Гц. Есть магнитное экранирование. Несколько входов, можно подключать разные устройства.

  • входы переключаются специальной кнопкой;
  • удобное управление;
  • высокое качество сборки.

Минус: нет дистанционного пульта.

Тем, кто лучше усваивает визуальный материал, стоит ознакомиться с наглядными рекомендациями экспертов. Профессионалы предлагают самые оптимальные варианты акустики.

На что стоит обратить внимание

Покупатели обычно сосредотачиваются на оформлении, удобном подключении и использовании. Здесь тоже имеются свои хитрости.

  • Часто приходится переплачивать за дизайн, потому что колонки попроще, нередко звучат даже лучше.
  • Расположение ручек регулирования. Удобнее, если размещены спереди или сбоку. Даже при наличии пульта, этот аспект все равно надо учитывать.
  • Желательно, чтобы функции были доступны не только с пульта, например, переход входов или настройка тембра.
  • Намного оптимальнее, когда усилитель мощности – во внешнем блоке. Легко перемещать.
  • На качестве звука не сказывается, вмонтирован усилитель в колонку или нет.
  • Считается, что чем сильнее мощность, тем качественнее модель. Имеются свои стандарты. Для комнаты до 20 квадратов хватит около 20 Ватт, по 10 – на колонку. А вот для большого зала подойдет и до 100.

У двухполосных колонок более четкими являются высокие частоты. А преимущество трехполосных – четче частоты средние и больше басов.

  • При покупке портативных колонок стоит уточнить, прилагается ли к ним аккумулятор. Поскольку без него колонки долго не продержатся.

Выбирая колонки для компьютера, стоит учитывать много аспектов. Перед покупкой определитесь с главными требованиями к товару, и ориентируйтесь на них. Если по карману только недорогие, лучше покупать те, которые не имеют популярный бренд, но предлагают качественное звучание.

Вконтакте

Что важно в таком девайсе-периферии, как колонки для ноутбука? Рынок предложений колоссален, как суметь выбрать хорошие колонки, при этом не переплатив и не разочаровавшись от ужасного звука? Читайте наш краткий ликбез, который сориентирует, как выбирать компьютерные колонки.

Согласитесь, что компьютер сейчас является эдаким комбайном, который реализует функционал нескольких устройств и выполняет комплексные задачи для наших работы, развлечений, обучения, контроля и безопасности, коммуникации.

В любом случае, имея один компьютер с подключением в Сеть, можно не покупать ни радио, ни телевизор, ни игровую приставку, ни даже книги (!), ни телефон, а все равно быть с музыкой, и с видео, и с играми, и с книгами онлайн, а также связью -благодаря мессенджерам.

Так что для многих ПК или ноутбук - это многофункциональное устройство, которое заменяет несколько гаджетов. И для современной жизни, наверное, это удобный формат: экономия денег, раз (ведь общая сумма за отдельно телевизор, музыкальный центр, колонки, приставки-консоли, букридер, телефон будет колоссальная), два - очень эргономично при небольшой квартире, или же если жилье временное - перевез ноут, и вуаля, нет необходимости перевозить еще технику.

Но даже для ноутбука, у которого есть интегрированные динамики, не говоря уже про стационарный десктопный ПК, стоит купить акустическую систему . Проще говоря - компьютерные колонки.

Потому что звук из динамиков ноутбука - даже самого дорогого - ни-ка-кой. Звучание любимого трека, пусть даже в mp3- формате, еще и через те слабенькие каналы, которые установлены в ноутбуках по причине компактности формы, будет, мягко говоря, искажено. Будут теряться басы, не добирать средние частоты, словом, слушать музыку через динамики ноутбука нельзя. Какие-то звучки от системы или от мессенджеров - это одно. Но чтобы слушать музыкальные треки воспроизведения ноута будет, мягко говоря, не достаточно. И для даже для просмотра видеофильмов нужны колонки - чтобы постоянно не прислушиваться к звуковому ряду кино.

Акустика для компьютера может быть очень крутой - от известных саунд-брендов, способная выдавать весьма точный и насыщенный звук - все будет уже зависеть от качества самого звукового контента, что будет воспроизводить комп. Но такой товар практически не востребован на рынке широкого потребления, да и не нужны для медиаразвлечений через компьютер HIFI- колонки. Хотя, конечно, если у вас уже есть стереосистема 7.1 к домашнему кинотеатру, ее, наверное можно подключить и к ноутбуку.

Читайте также:

Однако наиболее частые запросы - просто найти колонки для ноутбука. В принципе, это определяет сам класс акустики, у которого есть свои параметры, свидетельствующие о качестве звука, которые они будут выдавать.

Виды колонок для компьютера

Самые простые - 2.0 - то есть обычных 2 штуки колоночек. Следующий уровень — с а-ля сабвуфером — 2.1. Системы 5.1 или 7.1 - это говорит о количестве колонок, с разными диапазонами частот. И для таких систем важно, чтобы ноут или ПК имели соответствующей мощности видеокарту.

Самые распространенные колонки для ПК или ноутбука - системы 2.0 или 2.1 . Они могут быть проводными или беспроводными - но не будем забегать вперед, начнем все по порядку.

Перед выбором вы должны понимать специфические характеристики акустики — они принципиальны. Они будут «объяснять» вам не только ценник, но и возможности девайса - какой звук можно от них ждать. Даже покупая с помощью рекомендаций консультанта, а не самостоятельно онлайн, знания об элементарных спецификациях колонок помогут вам купить именно то, что вам нужно, и цифры о мощности и диапазонах частот не будут для вас «белым шумом».

Характеристики колонок для ноутбука

1.Размеры и материалы акустической системы

2.Способ подключения (проводные/беспроводные)

3.Мощность

4.Диапазон частот

5. Чувствительность

6. Количество полос

7. дополнительные возможности (способ регулировки громкости, настройка частот

8.Бренд

А теперь детальнее о каждой из характеристике.

Размеры колонок имеют значение, поскольку, как ни крути — чем больше, тем больше возможностей по звуку они смогут выдавать (размер динамика, к примеру, явно определяет большую громкость) Миниатюрные колоночки вполне подойдут для офисных целей, когда есть ограничение по месту.

Материал корпуса также играет значение для звучания, однако не настолько принципиальное, как, скажем, для акустики класса HIFI или HI-END. Однако сказать, что нет разницы, из чего сделаны колонки — нельзя. Безусловно, лучше будут звучать априори колонки, изготовленные из деревянных материалов, чем из пластика, так как пластик поглощает звук. И желательно, чтобы толщина корпуса была не тонкой и не слишком толстой.

Если вы ноутбук носите постоянно, то и колонки, конечно, не могут быть слишком большими. Миниатюрные, желательно, беспроводные - то, что надо. Хотя, конечно, ни на какое стереозвучание с ними рассчитывать не приходится. Равно как и на показатели мощности и громкости.

Способ подключения может быть проводной через USB- разъем, а может и через розетку и разъем jack 3,5 мм. Беспроводн ы е модели коннектятся через Bluetooth- соединение.

Мощность

Цифры, указывающие на мощность, не всегда должны восприниматься как абсолютный показатель. Поэтому желательно различать и уточнять, какую именно мощность указывает производитель-продавец: номинальную, максимальную или пиковую.

Номинальная - это чистый, без помех, качественный звук, а пиковая - сколько в принципе выдержит система на своем максимуме, максимальная мощность- это «рабочее» состояние воспроизведения звука с возможными дефектами.

На реальное звучание колонок укажет совокупность ряда показателей, хотя, безусловно, мощность является важным параметром.

Мощность колонок для ПК или ноутбука может быть и 2 /3 Вт - если речь идет об офисных колоночках, то этого вполне достаточно. Однако оптимальнее, если бы эта цифра была более 3 Вт. Рекомендуется для среднегабаритного помещения до 20кв.м - от 10Вт, по 5 Вт на каждую колонку. Идеально — примерно 20Ватт.

Диапазон частот

Чем он шире — тем круче будет звук. Человеческое ухо способно различать волны на частоте 16-20 до 20000 Гц. Так что если указано, что колонки для ноутбука имеют диапазон от 19 Гц до 15000Гц — это крутые колоночки. Но в среднем, диапазон колонок для ПК в пределах 40 -10000Гц.

Чувствительность

Эта характеристика определяет как раз громкость. При равных показателях мощности двух колонок эффективнее будет та, чья чувствительность выше. Диапазон чувствительности традиционно в пределах 84 – 120Дб. Оптимальная цифра чувствительности не ниже 87 Дб.

Количество полос

Для многих, кто не знаком с нюансами стереозвука эта характеристика не понятна.

Но все очень просто: полосы = количество динамиков. Если в колонках один динамик- значит, однополосный звук, колонка «издает» все звуки из одного динамика. А если в колонки вмонтировано 2-3 динамика - то это значит, что каждому динамику отведена задача воспроизводить звуки разных частот. Так, трехполосные колонки — один динамик для низкой частоты звуков, второй- для средних, а третий — для высокой частоты звуков. И много полосные, естественно, выдают более богатый, сочный, объемный звук, чем однополосный.

Дополнительные детали

Часто встречаются модели, где управление звуком находится сзади - увы, это не лучший вариант. Выбирайте колонки с ручками регулировки громкости впереди или сбоку. Беспроводной пульт управления- неплохо, но как дублирующий вариант, а не единственный.

Обращайте внимание, что ряд функционала может выносится именно в пульт ДУ - переключение входов, тембра. Хорошо, если регулируется каждый диапазон частот отдельно.

Бренд

Разумеется, при выборе техники (и колонки не исключение), стоит использовать правило - профильность бренда. То есть те бренды, которые специализируются на конкретном виде продукции и создают ее давно - предпочтительнее. Поэтому такие марки, как Logitech, Edifier, Microlab - весьма достойный выбор.

Более бюджетные варианты, но с также достойными характеристиками в ряде моделей — у производителей Sven , F&D, Gemix, Genius.

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.