Относительные слова в татарском языке. Правила по татарскому языку для русских групп. бара торган идем

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

Татарский язык относится к кипчакско-булгарской группе тюркских языков.

ЛЕКСИКА

Основу татарской лексики составляют слова общетюркского происхождения, общие с лексикой башкирского, казахского, ногайского, кумыкского, узбекского, азербайджанского, карачаевского, туркменского, тувинского, якутского, чувашского и других языков. Это - слова, обозначающие части тела человека, родственные отношения, явления природы, животных, растительный мир, числительные, местоимения и т. д.

В результате контактов с языками различных семей татарский язык заимствовал у них в той или иной степени отдельные слова. Так, в татарском языке имеются индийские, китайские, финно-угорские заимствования, относящиеся к эпохе общетюркского состояния. Огромное влияние на татарский язык оказали арабский и персидский языки, заимствования из которых относятся к религии, просвещению, государственно-административной жизни, филологии, хозяйствованию, именам и т. д. Еще со времен Булгарского государства татары имели близкие связи со славянами, связь эта все усиливалась, особенно после присоединения Казани к Русскому государству. Тесные политические, экономические, культурные связи с Россией обусловили огромный пласт русских заимствований, которые до Октябрьской революции проникали через устную речь и поэтому претерпевали значительные фонетические изменения (борозда - буразна , бревно - бүрәнә , клеть - келәт , смола-сумала и т. д.). После Октябрьской революции заимствования стали проникать в татарский язык через письменный язык и поэтому пишутся и произносятся, как и в русском языке: армия, балет, герой, завод, кинотеатр, колхоз, консерватор, начальник, председатель, революция, резерв, секретарь, совет, совхоз, авторучка, ваучер, чек, акция, рейтинг и т. д. Заимствования из русского языка охватывают все стороны жизни татарского народа и составляют самый многочисленный пласт заимствований.

Через русский язык заимствуются и слова из западноевропейских языков в тех же значениях и звучании, что и в русском языке.

И русский язык, тесно контактируя с татарским языком в течение многих веков, позаимствовал сотни слов из татарского и других тюркских и восточных языков. Эти слова являются общим фондом для татарского и русского языков. Это - казна, казначей, алтын, деньги, каракуль, курган, туман, буран, кирпич, сафьян, парча, атлас, кафтан, чекмень, башлык, япанча, каблук, ичиги, алмаз, жемчуг, аркан, хомут, табун, аргамак, бирюк, карий, чалый, караковый, барс, кабан, бурундук, беркут, таракан, камыш, кавун, дурман, карагач, бишбармак, калач, тузлук, катык, айран, чай, чугун, казанок, турсун, безмен, юрта, башня, и т.д.

Графика. Фонетика

Письменность у татар пережила смену ряда графических систем и несколько реформ алфавитов и орфографий. С древнейших пор до Х века использовались рунические знаки, затем - уйгурское письмо. С Х века в связи с принятием ислама булгары переходят на арабский алфавит, который переживает несколько реформ, начиная с конца XIX века по 1928 год, когда всеми тюркскими народностями СССР был принят так называемый яңалиф (яңа + әлиф - новая буква) на основе латинской графики, просуществовавший до 1939 года. С этого времени существует письменность на основе русской графики. Ожидается переход на латиницу.

Современный татарский алфавит состоит из 39 букв:

Названия букв в татарском языке такие же, как и в русском.

Дополнительные шесть букв были приняты, чтобы отразить своеобразие фонетической системы татарского языка: ә, ө, ү - гласные, җ, ң , һ - согласные.

В татарском языке 9 гласных звуков: а-ә, у- ү , ы-е (э), о- ө , и .

Кроме них, в татарский язык вместе с заимствованными словами вошли еще три русских звука: о (долгое), э (долгое), ы (долгое), отличающиеся от татарских звуков, передаваемых теми же знаками.

Гласные звуки подразделяются на твердые (гласные заднего ряда) - а, у, ы, о и мягкие (гласные переднего ряда): ә, ү, ө, е, и . Такое четкое подразделение гласных обусловливает в татарском языке закон сингармонизма, суть которого сводится к следующему: ряд гласного звука в корне или в первом слоге сохраняется в присоединенных к нему аффиксах и слогах: кал-ма-ган-нар-дыр (не остались, наверное), ки-тер-мә-гән-нәр-ме (не принесли ли?). Таким образом, татарское слово или только твердое, или только мягкое. Исключением являются сложные слова и арабские, персидские, а также русские заимствования: Гөл+ су (имя собственное), бил+бау (пояс), кан+эчкеч (кровожадный), төн+боек (лилия); ифрат (очень), китап (книга), ихтыяҗ (потребность), диндар (религиозный), җәмгыять (общество), риза (согласен), ихтимал (возможно); комитет, фабрика, киоск, редакция, институт, администрация и т.д.

Для образования гласных звуков татарского языка важно положение губ, горизонтальное и вертикальное движение языка и количественная долгота. При произнесении а-ә, ы-е, и губы не округляются, как это бывает при произнесении о-ө , и особенно при у-ү. Язык движется вперед и назад. При движении языка вперед образуются мягкие гласные (переднего ряда) ә, ү, ө, е, и; при движении назад - твердые гласные (заднего ряда): а, у, о, ы . При самом низком положении языка образуются а-ә (низкого подъема). При самом верхнем вертикальном положении - гласные у-ү, и , а между этими двумя положениями - ы-е, о-ө .

По количественной долготе различаются краткие гласные: ы - е , о-ө и долгие: а-ә, и, у-ү .

Гласный [а ° ] . В татарском языке этот звук отличается огубленностью, особенно в начальных слогах, что постепенно исчезает к концу слова: ка ° ла ° ла ° рга - городам.

Гласный [ә] . Это звук открытый, долгий. При произнесении этого звука вертикальное положение языка самое низкое, какое только возможно: әрем -полынь, әни -мама, әти -папа, әнә -вон, әрекмән - лопух. Гласный переднего ряда, при произнесении которого кончик языка прижат к нижним передним зубам, язык продвинут вперед, передняя часть спинки языка немного приподнята кверху, к твердому небу.

Гласные [у] -[ү] . Звук [у ] не отличается от русского. Звук [ү ] является мягкой парой фонемы [у ]. Это гласный - огубленный, переднего ряда; при его произнесении язык максимально приподнят. Напоминает русское у в слове жюри: урман - лес, урак - серп, калу - оставаться, бүлү - делить, күл - озеро.

Гласный [и] . Гласный [и ] соответствует русскому [и ]: иркәм (моя нежная). В конце слога и слова в татарском языке и произносится как краткий и: сөйли(й) (рассказывает), әни(й) (мама), күзли(й) (наблюдает).

Гласные [о] - [ө] . Это полуузкие, краткие звуки, произносимые с участием губ. Различаются между собой только движением языка вперед и назад при артикуляции. Буквы о-ө пишутся только в первом слоге, несмотря на то, что слышатся: колын […олон]- жеребенок, солы [соло ] - овес, көлке [көлкө]- смешно, сөлге [сөлгө ] - полотенце.

Гласные [ы] - [е] . Гласный [ы ] отличается от русского тем, что русское [ы ] произносится при более высоком подъеме спинки языка к небу, чем татарское [ы ]: ылыс - хвоя, кыргыч - скребок, куркыныч - опасно, сузынкы - продолговатый. Гласный е отличается от ы только рядом, напоминает русское э в слове эти . Графически изображается э (в начале слова) и е (в середине слова): элек (прежде), элгечне (вешалку), керергә (войти) и т. д.

Заимствованные из русского языка звуки о, ы, э произносятся также, как и в самом русском (тонус, посылка, поэзия).

Согласных звуков в татарском языке насчитывается 28. 25 из них употребляются в исконно татарских словах, арабо-персидских заимствованиях. Это такие звуки как: [п]- [б ], [м ], [w ], [ф ], [т ]- [д ], [н ], [с ]- [з ], [ч ]-[җ ], [ш ]-[ж ], [л ], [р ], [х ], [й], [к ]-[г ], []- [], [ң ], [һ ], [‘] (гамза-гортанный взрыв). Согласные [в], [ц], [щ] употребляются только в русских заимствованиях. Согласные [б ]-[п ], [д ]- [т ], [в ]-[ф ], [ж ]- [ш ], [с ]- [з ], [л ], [м ], [н ], [й ], [р ] не отличаются от русских звуков. В отличие от русского языка, где мягкость согласных играет смыслоразличительную роль (брат- брать, мол-моль, удар - ударь), в татарском языке мягкость согласных зависит от рядом стоящих гласных и не различает смысла: бар (иди) - бәр (ударь), бул (будь) - бүл (дели), тоз (соль) - төз (стройный).

Специфичные звуки татарского языка следующие:

Согласный [w] - графически обозначается как в, у-ү (вакыт - время, тау - гора, вәкил - представитель, дәү - взрослый, большой). Образуется округлением губ, полугласный. Буквой в передается также русский звонкий щелевой звук: вагон, вентилятор, витраж .

Согласный [ч] - щелевой глухой согласный, отличается от русского ч отсутствием начальной смычки т : Чиләбе - Челябинск, чибәр -красивый, кач - убеги, кечкенә - маленький.

Согласный [җ] - звонкая пара ч , напоминающая последний звук в русском слове дождь : җәли л - Джалиль, таҗ - венец, кәҗә - коза, җиләк - ягода.

Согласный [к] - глухой, смычный, заднеязычный согласный, встречается в исконно татарских словах: кил - приходи, кирәк - надо, сәнәк - вилы, әкрен - медленно. Звук к близок к русскому мягкому к : кино, кибитка, кегли .

Согласный […] - глухой, глубокозаднеязычный, смычный согласный: …ал -оставайся, …ала… - ложка, а… - белый, су…ты - ударил, а…са… - хромой.

Согласный [г] - звонкая пара согласного [к ]: гөләп - шиповник, гүзәл - прекрасный, үги - сирота, килгән - пришел . Звук г близок к русскому г : гараж, гирлянда, гильза, грильяж .

Согласный [„] - звонкая пара согласного […]: а„а - течет, бу„ай - кажется, су„ан - лук, „ата - Гата, „алим - ученый. Напоминает русское г в диалектном произношении: бог, господи .

Согласный [ң] - мягконебный, увулярный, носовой звук, при произнесении которого задняя часть языка касается мягкого неба, язычок закрывает вход в полость рта, и воздушная струя проходит через нос, получая носовой оттенок: уң - левый, туңа - мерзнет; аңлый - понимает, аңа - ему. Напоминает стечение согласных нг .

Согласный [х] - глухой, глубокозаднеязычный, щелевой согласный, имеет более глубокое место образования, чем русское х : халык - народ, хак - право, ахак - опал, хуҗа - хозяин.

Согласный [һ] - глухой щелевой согласный, образуемый сближением стенок глотки. Звук этот больше употребляется в словах, заимствованных из персидского языка: һәйкәл - памятник, һава - воздух, һәр - каждый, шәһәр - город. Соответствует немецкому һ .

Согласный гамза (гортанный взрыв) - образуется смычкой гортани и перерывом голоса, встречается в арабских заимствованиях и междометиях: тәэсир (тә’сир) - внимание, тәэмин (тә’мин) - обеспечение, э (э-э) (обозначение отказа в речи) - нет; маэмай - собачка. На письме обозначается буквой э.

Просто и легко о татарском языке

Что такое грамматика?

Грамматика – это правила. А правила – это скучно. Таково, кажется, мнение большинства. Если рассмотреть эмоциональный оттенок слова «грамматика», то в целом оно имеет не самый положительный смысл. «Я знаю русский язык , но с грамматикой у меня слабовато», – говорит недоуч, имея в виду, что у него хромает правописание, т. е. орфография , к грамматике никакого отношения не имеющая.

Если у человека плохо с грамматикой, то он путает род имен существительных, и выстраивает слова, не связывая их по принятым в языке законам: «моя твоя не понимай» – яркий пример того, что человек не владеет русской грамматикой.

Но фраза «глокая куздра бодланула бокра и курдячит бокрёнка» (знаменитый пример) построена на правилах русской грамматики, и, не понимая смысла, можно догадаться, где здесь прилагательное, где существительное и где действие.

Итак, мы подошли к понятию грамматического значения. Не буду приводить определения, а просто поясню на примере, указав грамматические значения суффиксов:

Китапларыбызда – китап-лар-ы-быз-да

Китап – книга (лексическое значение)

Эти суффиксы-вагончики присоединяются один за другим в строгом порядке (число – притяжательность – падеж). Подобные языки называются агглютинативными (приклеивающими).

Наиболее употребительные суффиксы с грамматическими значениями мы попытались представить в таблице-приложении. Это для многих, кто серьезно начнет изучать татарский язык.

То же самое можно сказать и о глаголе. Внимательно прочитав таблицу словоформ, ты можешь уяснить определенную логику: образование форм прошедшего времени, форм будущего. Обрати внимание на перевод и спроси: зачем татарам понадобилось два прошедших времени? Ответ: они имеют свои смысловые особенности, которые для краткости в таблице не указаны. Например, в прошедшем времени:

Бар+ды прошедшее освидетельственное (определенное) шел (говорящий был свидетелем события);

Бар+ган прошедшее неопределенное шел (говорящий не был свидетелем данного события).

Ул кинога барды. – Он ходил в кино (я это точно знаю).

Ул кинога барган. – Он ходил в кино (но я не видел этого).

Итак, золотое правило №1 – В татарском языке нет приставок, предлогов, а суффиксы присоединяются в строгой последовательности к корню слова. Суффиксы, в отличие от русских, как правило, имеют одно основное значение.

Решим вопрос с прилагательными. Дело в том, что прилагательные в татарском языке не изменяются. Они имеют только степени сравнения. Кроме того, они легко превращаются в наречия, когда обслуживают глагол: яхшы кеше – хороший человек; яхшы эшли – хорошо работает.

Кроме того, видно, что прилагательное легко превращается в существительное (субстантивируется) и, конечно же, принимает все грамматические возможности татарского имени существительного. Мы не стали расписывать это в таблице, чтобы не напугать читателя.

Этот момент говорит нам о том, что в татарском языке нет категории рода.

Возвращаемся к существительным: что это за категория притяжательности, которой нет в русском языке?

Начнем с того, что в татарском языке смысл всегда впереди. И, соответственно, нет предлогов. Но не только: татарский язык, в принципе, может обходиться даже без притяжательных местоимений. И вместо того, чтобы сказать: моя книга – минем китабым (еслидословно: минем китап – но это стилистическая ошибка), можно сказать китап минеке или просто добавить –мын/м/ым (т. е. мин – я).

Китаб-ым моя книга

Барган-мын я ходил

Барма-м я не пойду

В данных примерах мы видим, что татарское правило – смысл всегда впереди – уже приводит к появлению целой категории, которой нет в русском языке.

Золотое правило №2. – В татарском языке нет категории рода, но есть категория притяжательности, которая является следствием агглютинативности языка.

Грамматический центр языка – это глагол. Татарский глагол имеет разветвленную структуру, которую осилить не так просто. Несмотря на несколько прошедших и будущих времен, в татарском языке большое количество аналитических глаголов (т. е. глаголов, образованных при помощи вспомогательных).

В русском языке они тоже есть. На них можете обратить при переводах. Но в русском языке глаголы, становясь вспомогательными, не отходят далеко от своего смысла. Хотя, порой универсальное человеческое мышление привносит свои совпадения и в языковую логику. Например:

Яз! – пиши!

Яза к үр! Смотри, пиши! (категоричное побуждение)

Татарский язык отличается от русского именно тем, что в глаголе нет видовых форм и оттенки действия передаются самыми различными аналитическими глаголами. Логика большинства этих глаголов будет рассмотрена, и ты поймешь, что это уже не так трудно. Просто, во многих учебниках вспомогательным глаголам уделяется слишком мало внимания и это внимание оказывается на последних страницах книг.

Известно, что к концу книги (если это не беллетристика с интересной развязкой) читатель расслабляется. Поэтому даже здесь вспомогательным глаголам не повезло…

Золотое правило №3. – Татарская грамматика сконцентрирована, в основном, на глаголе. Эта стройная система и, поняв и овладев этой системой, вам станет все ясно.

Несколько слов о разных методиках обучению я з ыку. Дело в том, что надо принимать те методики, по которым люди уже добивались результата. Приче м , результата быстрого. Одним из таких приме р ов является «пролистывание словаря» незнакомого языка (лучше – двуязычного). Это и есть, в принципе, знаменитый метод Франка.

Пролистывая словарь, изучающий начинает понимать логику языка. Он понимает, что имена существительные не имеют категории рода, инфинитив татарского глагола заканчивается на –рга, прилагательные часто могут быть и наречиями. Все это можно найти по словарю. Но намного проще понять логику языка, обратившись к таблицам грамматических значений татарского языка. Они есть в настоящем пособии. Здесь, на небольшом объеме, представлена практически вся грамматика татарского языка.

Листай их, и за короткое время смо жешь понять значения суффиксов, а, соответственно, и саму структуру татарского языка.

В вышеприведенной таблице приведен глагол бара. Он имеет несколько значений, но основным можно считать идет, передвигается. Все значения этого слова можно понять и освоить лишь в контексте.

Теперь важно понять, что татарский глагол имеет огромное количество конструкций, которые передают грамматические категории (сложные формы прошедшего времени), модальные значения (конструкции намерения, пожелания) и характер протекания действия. Изучить все (!) возможные конструкции достаточно сложно. Но освоить основные можно за достаточно короткий промежуток времени.

Итак: в таблице мы привели почти все синтетические формы глагола бара. Кроме синтетических форм, есть аналитические. Их даже больше, нежели аналитических.

А ТЕПЕРЬ ПРИСТУПАЕМ СОБСТВЕННО К ГРАММАТИКЕ

Все слова в татарском языке мы разделили на шесть групп: 1) слова-имена; 2) слова их заменяющие; 3) слова-действия, слова-процессы; 4) слова-числа; 5) слова-признаки; 6) служебные слова.

Слова-имена – это имена существительные. Т. е. то огромное количество слов, которые обозначают предметы, явления, абстрактные и конкретные понятия действительности. Но мы их лишь для того, чтобы меня не упрекнули в том, что я переиначиваю традиционную академическую грамматику, и оставляю при этом одну из частей речи.

Но здесь есть одна важная деталь. Дело в том, что целый класс глаголов (слов-процессов) на русский язык переводятся существительными. Это так называемые имена действия. В татарском же языке они являются начальной формой глагола, из которой легко вычленить так необходимую при изучении языка основу. Рассмотрим примеры и их перевод:

Бару хождение; основа бар

Уйлау – размышление; основа уйла

Чыгу – выход, процесс выхода; основа чык(г)

Для того, чтобы овладеть изучаемым языком, одного знания слов, конечно, недостаточно. Необходимо овладеть правилами сочетания слов, образования словоформ, или, иначе говоря, грамматикой нового языка. Вводный курс настоящего самоучителя преследует именно эту цель: в наиболее простой и понятной форме познакомить русскоязычного читателя с основными правилами татарской грамматики. Я постоянно опирался на знание читателем русской грамматики и уделили контрастивным элементам татарского и русского языков больше внимания.

§1. ФОНЕТИКА

1.1. Графика татарского языка базируется на кириллице. Это дает некоторое преимущество для русского читателя, но с другой стороны, способствует появлению ошибок за счет разночтения некоторых букв.

Графика татарского языка в течение 1000 лет базировалась на арабской письменности, вплоть до 1927 года. С 1927 по 1939 год употреблялся латинский алфавит , на основе которого были тщательно разработаны правила орфографии. Основные принципы орфографии были использованы и при переходе на русскую графику. В современной татарской письменности употребляются все буквы русского алфавита с добавлением к ним особых знаков для специфических татарских фонем: ә, ө, ү, җ, ң, һ.

Смены двух алфавитов в течение одного столетия не могли не отразиться на состоянии орфографии языка. Фонетическая система татарского языка пополнилась русскими фонема ми <ч>, <ц> – , . А в орфографии татарского языка укрепился принцип графического оформления русских и пришедших через посредство русского языка заимствований, т. е. новые русские и европейские слова в татарском языке пишутся аналогично их русскому варианту.

Татарский алфавит

Произношение шести специфических букв татарского алфавита, конечно же, лучше отрабатывать под руководством опытного преподавателя. Но если Вы усвоите их приблизительное произношение при помощи указанных советов и нижеследующих упражнений, это не станет препятствием для изучения языка.

[ә] = [æ] – этот звук иначе можно обозначить как [’’а], то есть очень мягкий [а]. Он близок к русскому [’а] в словах ‘сядь’, ‘глянь’, ‘ряд’. При произнесении [’’а] опустите кончик языка к нижним зубам, и Вы получите звук [æ]. Кстати, он есть в английском языке: black, hat – , .

[ү] = [ü] – мягкий и более огубленный [’у]. Близкий к нему звук встречается в русских словах "тюк", "кювет", "лютня". Произнесите эти слова, придав [’у] еще большее огубление (сверните губы в трубочку), и Вы примерно получите искомый звук.

[ө] = [ә: °] – этот гласный звук представляет для русскоязычного читателя наибольшую трудность. Самый близкий вариант татарского [ө] можно встретить в словах "клён", "мёд", "Пётр". Но в татарском языке [ө] короткий, а русский [’о] встречается только под ударением. Попробуйте данные русские слова произнести как можно короче и с б"ольшим огублением, и Вы будете близки к нужному звуку. Он похож на частый в английском языке звук: bird , work . Но английскому звуку не хватает огубленности.

[җ] – данный звук также часто встречается в английском языке, и в заимствованиях с английского в русском языке передается буквосочетанием дж: "джемпер", "Джек". Также оформляются и татарские заимствования: джилян җилән, Джалиль – Җәлил. Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Необходимо отметить, что твердый [ж] также нехарактерен для татарского языка, как [’ж] для русского. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит.

[ң] – носовой звук, образующийся при помощи маленького язычка. Наиболее близким в русском языке можно считать звукосочетание [нг] в слове "гонг" при произнесении его в нос. Этот звук часто встречается во французском языке : jardin , bien , chien [òjeŋ]. Замечено, что освоение этого звука при помощи преподавателя-консультанта дело совсем нетрудное. И если у Вас есть возможность проверить свое произношение, не пренебрегайте такой возможностью.

[һ] = [ һ] – фарингальный звук. Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука. Нужно помнить, что татарский [һ] более заднего, глоточного происхождения.

УПРАЖНЕНИЯ

а) Произнесите по несколько раз каждый ряд:

ак-әк, аз-әз, ат-әт, ар-әр, ам-әм;

ак-әк-ук-үк, аз-әз-уз-үз, укы-үке;

он-өн, ом-өм, ок-өк, ас-әс-ус-үс-ос-өс;

жи-җи, же-җе, жу-җу;

ун-уң, ан-аң, ин-иң;

хам-һәм, хас-һәс, хат-һава.

б) Прочитайте, обращая внимание на новые звукобуквы (попробуйте догадаться о смысле выделенных слов):

мәк , рәт , шәп, фән, бәлеш, тәртә, чәйнек , тәлинкә , эшләпә , кәбестә ;

мүк , күк, күл, күп, бүре, күрәгә , күсәк, бүрәнә ;

көн, төн, көл, төлке, өрпәк, көрәк, өстәл ;

кәҗә , җен, җил, җир, җәй, җыю, җылы, җыр, рәнҗү;

соң, иң, аң, уң, таң, тәңре, бәрәңге;

һава, һич, һәр, һөнәр.

При выполнении упражнения последний слог произносите отчетливо.

1.2. Сложности звуковой системы татарского языка не исчерпываются специфическими татарскими буквами. Кроме этого существует разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов.

а – в татарском языке этой буквой обозначается более задний, более широкий и несколько огубленный звук [аү]. При произнесении его в слове карандаш попробуйте создать во рту как можно больше пространства, и Вы примерно получите татарский [а].

о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость. Так как в русском языке нет смыслоразличительного противопоставления гласных по долготе, для русскоязычного читателя вначале это покажется несущественным. Но привыкнуть к данному явлению нетрудно. Важно с самого начала обучения обращать на это внимание, пока использование данных звуков не станет нормой.

в – данная буква в татарском языке служит для обозначения двух звуков: [в] и [w]. Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям - Уильям . То же самое и с региональными заимствованиями из татарского языка: авыл – аул, каравыл – караул. В самом татарском языке этот звук может обозначаться буквой у: сорау [сора w] - соравы [сора wы].

г – эта буква также обозначает два звука. Это достаточно различающиеся звуки. Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р].

к – аналогично букве г обозначает два звука [к] и [қ]. Звук [к] является глухой парой [ғ].

ч – русской аффрикаты, то есть сложного звука [тш’] в татарском языке практически нет. Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах. Буквой ч в татарском языке приблизительно обозначается звук [ш’], или то, что в русском языке обозначается буквой щ.

Теперь Вы практически знаете произношение всех татарских букв (есть еще несколько своеобразных моментов татарской звуковой системы, но они на начальном этапе не имеют принципиального значения). Вам же необходимо знать основополагающие законы татарской фонетики . Они есть в любом языке, и о них надо постоянно помнить во время первых занятий. В татарском языке тремя основными правилами практической фонетики являются:

– закон сингармонизма;

– стремление к открытому слогу;

– четкое произнесение последнего слога;

– фонетическое чередование.

Закон сингармонизма . В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: [а], [о], [у], [ы]. А мягкими – слова, в которых употребляются гласные переднего ряда: [ә], [ө], [ү], [е], [и].

Мягкие звуки: [ә], [ө], [ү], [е], [и].

Твердые звуки: [а], [о], [у], [ы].

Обратите внимание на парное противопоставление по твердости-мягкости.

Этот закон имеет большое значение, так как не только все слова, но и все суффиксы подчиняются этому закону сингармонизма. Соответственно, практически все суффиксы, частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Поэтому Вам необходимо научиться на слух определять мягкость или твердость татарских слов.

Прочитайте несколько раз вслух, попробуйте на слух уловить разницу между произношением разных столбцов:

Мягкие слова

Твердые слова

өстәл (стол)

арыш (рожь)

бүрәнә (бревно)

балык (рыба)

эшләпә (шляпа)

сан (число)

хәреф (буква)

баш (голова)

сүз (слово)

авыл (деревня)

рәсем (рисунок)

бер (один)

алты (шесть)

ике (два)

тугыз (девять)

өч (три)

сыйныф (класс)

көн (день)

башмак (башмак)

тәрҗемә (перевод)

кайда (где)

нәрсә (что)

кайчан (когда)

ничек (как)

бара (идет)

кем (кто)

катык (катык, националь­ный напиток, напоминаю­щий кефир)

эскәмия (скамья)

торба (труба)

Для татарского языка нехарактерно соседство двух или нескольких согласных. Конечно же. они встречаются, но по сравнению с русским языком весьма малочисленны. Чаще всего соседствуют согласные с сонантами (сонанты: [р], [л], [м], [н], [й], [ w]) или на стыке корня и суффикса.

Чтобы лучше понять фонетическую психологию татарского языка, можно обратиться к освоенным заимствованиям из русского: стол – өстәл, борозда – буразна, скирда – эскерт, клеть – келәт, труба – торба, смола – сумала, рожь – арыш, канава – канау.

Что касается ударения, то в татарском языке оно качественно отличается от русского. Запомните, что все слоги в татарском языке необходимо произносить отчетливо. Поэтому с самого начала обучения Вам следует делать слабое ударение на последнем слоге, так Вы избавитесь от распространенной ошибки русскоязычных, изучающих иностранные языки : «глотать окончания слов».

Еще одним важным законом татарского языка является фонетический принцип правописания, т. е. «как слышим, так и пишем». Из этого закона достаточно много исключений: в первую очередь, это заимствования из арабского и новые заимствования из русского. Но, несмотря на это, правило «как слышится, так и пишется» необходимо запомнить, так как оно в корне отличается от русского правописания.

Сравните:

Русский язык

Татарский язык

колобок [калабок]

колобка [калапка]

молоко [малако]

сверлить [свирлит’]

китап [китап]

китабын [китабын]

колагым [қолағым]

колактан [қолақтан]

УПРАЖНЕНИЕ

а) Напишите данные слова в две колонки и несколько раз перечитайте их вслух:

мягкие слова твердые слова

ишек (дверь), өстәл, урындык (стул), нәрсә, бу (это), кара (черный), бер, беренче (первый), көл (зола), кол (раб), Идел (Волга), бәрәңге (картофель), һөнәр (ремесло), карама (вяз), чәчәк (цветок), эскәмия, эскәтер (скатерть), башлык (капюшон), алтын (золото), сарык (овца), колак (ухо), авыз (рот).

При присоединении к словам, оканчивающихся на глухие звуки, притяжательных суффиксов, происходит озвончении, что отражается на письме.

б) Напишите недостающие слова:

китап – китабым, сарык – ..., урындык – урындыгым, ... – колагым, ишек – ..., балык – ..., тарак (расческа) – ... .

китап – китабың, ... – сарыгың, урындык – ..., ... – колагың, ... – ишегең, ... – балыгың, ... – ... .

§ 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

2.1. Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского.

На Земном шаре около трех тысяч языков. Вместе с диалектами некоторые ученые насчитывают более 5000 языков. По происхождению языки делят на семьи, потом на группы и т. д. Например, русский язык входит в индоевропейскую семью, в славянскую группу, восточнославянскую подгруппу и т. д. А татарский язык входит в алтайскую семью, тюркскую группу и т. п.

По типологическому строению все языки делят на четыре большие типа: флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие. Четыре группы языков представляют четыре различных типа связи слов. Флективные языки свои грамматики (т. е. способы связи слов) строят при помощи флексий. Это почти все европейские языки: английский, французский, немецкий, русский и т. п. Между флективными языками есть внутренние различия: например, английский более аналитический, а русский чаще использует синтетические средства. Иначе говоря, английский язык чаще использует предлоги, нежели приставки.

Совсем иначе связываются слова в изолирующих языках, которые отказались от флексий. Роль суффиксов в таких языках выполняют порядок слов в предложении, другие слова, которые играют роль служебных, интонация и т. п. (китайский язык).

Агглютинативные языки не имеют приставок и предлогов, они просто приклеивают один к другому суффиксы к концу слова. Роль предлогов в таких языках выполняют послелоги (тюркские языки: татарский, башкирский, турецкий, казахский и др.).

У татарского и русского языков различны сами принципы связи слов, построения словоформ и выражение грамматических категорий. И мы опираемся на то, что при изучении нового языка без освоения (для взрослых без сознательного освоения) принципов грамматики не обойтись.

Татарский язык по своему типу относится к агглютинативным (приклеивающим) языкам, а русский – к флективным. Это означает, что суффиксы, последние из которых выполняют роль окончания в татарском языке просто приклеиваются к слову, а в русском одно окончание может сочетать несколько значений. Отсюда первое правило татарского языка: корень слова остается без изменений, корень обычно равняется слову.

Сравните:

Татарский язык

Русский язык

трамвай

трамвайлар

трамвайларда

трамвайларымда

трамвайларымдагы

трамвай

трамваи

в трамваях

в моих трамваях

тот, что в моих трамваях

Это простое, но базовое правило Вы обязательно должны помнить, когда попытаетесь заговорить на татарском языке. Обратите внимание, что смыслонесущая часть словоформы в татарском языке всегда стоит впереди. Перед ней не бывает ни приставок, ни предлогов, кроме усиливающих смысл частиц, с которыми Вы познакомитесь в соответствующих разделах.

Примеры :

очарга – лететь,

очмаска – не лететь,

очу – полет, лететь (начальная форма, выражает действие как таковое)

очып керү – влететь,

очып үтү – пролететь,

очып чыгу – вылететь,

очып китү – улететь...

китап – книга,

китаплар – книги,

Просто и легко о татарском языке

§ 10. НЕКОТОРЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

10.1. Агглютинативность татарского языка способствует тому, что большинство аффиксов несут одно значение. Такое же завидное постоянство можно наблюдать и среди татарских словообразовательных аффиксов. Каждый производительный аффикс татарского языка заменяет несколько, а порой и более десяти словообразовательных средств русского языка. Это позволит Вам сэкономить массу времени при изучении татарского языка, если Вы сразу же обратите на эти аффиксы должное внимание.
Например, татарскому словообразовательному аффиксу -чы/-че, который выражает значение лица, имеющее отношение к тому, что указано производящей основой, в русском языке соответствует более десяти словообразовательных аффиксов:
велосипедист – велосипедчы;
стекольщик – пыялачы;
плотник – балтачы;
ложкарь – кашыкчы и т.д.
и даже:
кроликовод – куянчы;
языковед – телче.

Как видим, аффикс -чы/-че присоединяется как к исконно татарским, так и к заимствованиям и новым словам. И в настоящее время процесс образования новых слов за счет этого аффикса продолжается:
рэкетир – рэкетчы;
программист – программачы.
Необходимо обратить внимание и на другие высокопроизводительные аффиксы татарского языка, образующие имена существительные.

Аффикс -лык/-лек может обозначать место, материал, прибор, приспособление, духовные качества человека или название объединения людей в зависимости от того, что указано в производящей основе:
усак (осина) – усаклык (осинник);
каен (береза) – каенлык (березняк);
идән (пол) – идәнлек (материал для пола);
күз (глаз) – күзлек (очки);
пальто – пальтолык (материал для пальто);
дус (друг) – дуслык (дружба);
карт (старик) – картлык (старость);
декадент – декадентлык (декаденство);
хан – ханлык (ханство) и т.д.

Аффикс -лык/-лек, образуя существительные, присоединяется к прилагательным и глаголам. Главное для Вас: постараться уяснить смысловое отношение между производящей основой и производным словом:
сукыр (слепой) – сукырлык (слепота);
биек (высокий) – биеклек (высота);
юка (тонкий) – юкалык (тонкость);
ак (белый) – аклык (белизна);
куаклы (кустистый) – куаклылык (кустистость);
беренче (первый) – беренчелек (первенство);
ашау (есть) – ашамлык (продукт);
ягу (жечь) – ягулык (топливо) и т.д.

Аффикс -даш/-дәш/-таш/-тәш всегда указывает на лицо, имеющее качество совместности действия с кем-либо:
авыл (деревня) – авылдаш (односельчанин);
яшь (возраст) – яшьтәш (сверстник);
курс – курсташ (однокурсник);
әңгәмә (беседа) – әңгәмәдәш (собеседник) и т.д.

Аффикс -лы/-ле при образовании существительных также весьма производителен:
америкалы (американец); мәскәүле (москвич); пермьле (пермяк); латвияле (латыш); литвалы (литовец) и др.
ике (два) – икеле (двойка); тугыз (девять) – тугызлы (девятка) и др.

Аффикс -лы/-ле активен также при образовании прилагательных:
ямь (красота) – ямьле (красивый); белем (знание) – белемле (грамотный); көч (сила) – көчле (сильный); транзисторлы (транзисторный); эмульсияле (эмульсионный) и т.д.

Наша задача состоит не в том, чтобы познакомить Вас со всеми словообразовательными аффиксами татарского языка. Мы хотим, чтобы Вы постоянно искали и находили производные слова и производительные аффиксы. Это имеет огромное значение при изучении любого языка, и особенно агглютинативных языков, в которых аффиксы консервативны (т.е. не выходят из моды, как в русском языке), немногочисленны и несут огромную нагрузку в образовании новых слов.

УПРАЖНЕНИЕ
Присоедините к слову соответствующий аффикс и переведите:
-чы/-че: комбайн; балык (рыба); бакыр (медь); җинаять (преступление); кран; күмер (уголь); лачын (сокол); куян (заяц, кролик); музей;
-лык/-лек: мин; юк; каты (твердый); патша (царь); аксак (хромой); ата (отец); ректор; рәис (председатель); җылы (теплый);
-лы/-ле: Африка; Казан; Россия; Омск; Курск; Пермь; Архангельск;
-лы/-ле: ачу (гнев); кайгы (горе); җил (ветер); сөяк (кость); сөт (молоко); мускул; броня; квадрат; сагыну (тоска).

10.2. Еще одним своеобразием татарского языка является наличие в нем большого количества парных слов, что для русского читателя не совсем привычно. Компоненты парных слов могут стоять как в синонимичных, так и в антонимичных отношениях. Вторым компонентом может быть и слово-эхо, в настоящее время не имеющее смыслового значения. В этих словах, где Вы можете угадать смысл отдельных компонентов, есть своя логика, которую Вы должны стараться понять:
хатын-кыз (хатын – жена; кыз – девушка) – женщина;
ата-ана (ата – отец; ана – мать) – родители;
ашау-эчү (ашау – есть; эчү – пить) – еда;
көн-төн (көн – день; төн – ночь) – всегда.

Вы теперь уяснили себе основные особенности татарского языка, надо лишь проникнуть в его особенности, понять его специфику, его способы передачи общей для всех людей действительности, общечеловеческой логики.

1. В татарском языке:

1) всегда мягкие гласные: ә [ ә ], ө [ ө ], ү [ ү ], и [ и ], е [ э ]

мә ктә п (магазин), бү лмә (комната), ки бе т (магазин), ө й (дом)

2) всегда твердые гласные: а [ а ], о [ о ], у [ у ], ы [ ы ]

а лм а (яблоко), й о рт (дом), б у р а н (метел ь), к ы ш (зима)

2. Кая? – Куда?

-га, -гә, -ка, -кә (в, на)

–га, -гә:

базар + га = базарга (на рынок)

шәһәр + гә = шәһәргә (в город)

    –ка, -кә:

җыелыш + ка = җыелышка (на собрание)

мәктәп + кә = мәктәпкә (в школу)

    –га, -гә:

бакча + га = бакчага (в сад)

киштә + гә = киштәгә (на полку)

Мин мәктәпкә барам.

Я в школу иду.

Мин киштәгә китап куйдым.

Я на полку книгу поло жил.

3 . Кайда? – Где?

-да, -дә, -та, -тә

Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное. В этом случае –да, -дә :

Базар + да = базарда (на рынке)

Шәһәр + дә = шәһәрдә (в городе)

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное. В этом случае –та, -тә:

җыелыш + та = җыелышта (на собрании)

мәктәп + тә = мәктәптә (в школе)

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные. В этом случае –да, -дә:

бакча + да = бакчада (в саду)

киштә + дә = киштәдә (на полке)

К мягкому слову – мягкое окончание

К твердому слову – твердое окончание

Мин мәктәптә укыйм.

Я в школе учус ь.

Киштәдә китап ята.

На полке книга лежит .

4. Кайдан? – Откуда?

-дан, -дән, -тан, -тән, -нан, -нән

Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное. В этом случае –дан, -дән :

базар + дан = базардан (с рынка)

шәһәр + дән = шәһәрдән (из города)

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное. В этом случае –тан, -тән:

җыелыш + тан = җыелыштан (с собрании)

мәктәп + тән = мәктәптән (из школы)

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные. В этом случае –дан, -дән:

бакча + дан = бакчадан (из сада)

киштә + дән = киштәдән (с полки)

    Если слова заканчиваются на носовые согласные м , н , ң добавляем окончания –нан, - нән

урман + нан =урманнан (из леса)

бәйрәм + нән = бәйрәмнән (с праздника)

К мягкому слову – мягкое окончание

К твердому слову – твердое окончание

Мин мәктәптән киттем.

Я ушел из школы.

Киштәдән китап алдым.

С полки книгу взял .

Мин бәйрәмнән кайттым.

Я с праздника пришел.

5. Ничәнче? – Который по счету? ( порядковое числите льное)

-ынчы, -енче, -нчы, -нче

биш енче - пятый

алты нчы - шестой

ике нче - второй

    Если слова заканчиваются на согласные, добавляем окончания, которые начинаются на гласные: -ынчы, -енче:

бер + енче = беренче (первый)

ун + ынчы = унынчы (десятый)

    Если слова заканчиваются на гласные, добавляем окончания, которые начинаются на согласные: -нчы, -нче:

алты + нчы = алтынчы (шестой)

җид е + нче = җиде нче (седьмой)

Мин икенче сыйныфта укыйм.

Я во втор ом классе учус ь.

Әтием чиратта утыз сигезенче кеше.

Папа в очереди 38ой человек.

1-бер, 2-ике, 3-өч, 4-дүрт, 5-биш, 6-алты, 7-җиде, 8-сигез, 9-тугыз, 10-ун, 11-унбер, 12-унике, 13-унөч, 14-ундүрт, 15-унбиш, 16-уналты, 17-унҗиде,18-унсигез, 19-унтугыз, 20-егерме.

30 – утыз

40 – кырык

50 – илле

60 – алтмыш

70 – җитмеш

80 – сиксән

90 – туксан

100 – йөз

1000 – мең (бер мең)

Числительные от 1 до 20 пишутся слитно.

Числительные от 21 до 29 пишутся раздельно:

21 – егерме бер, 26 – егерме алты, 29 – егерме тугыз

Числительные от 31 до 39 пишутся раздельно:

32 – утыз ике, 34 – утыз дүрт, 38 – утыз сигез

И остал ьные так же: 47 – кырык җиде, 52 – илле ике, 76 – җитмеш алты, 93 – туксан өч.

101 – йөз бер

123 – йөз егерме өч

216 – ике йөз уналты

3647 – өч мең алты йөз кырык җиде

6. Кемне? Нәрсәне? – Кого? Что?

-ны/-не

Син кем не яратасың? – Ты кого любиш ь?

Мин әнине яратам. – Я маму люблю.

Мин кышны яратам. – Я зиму люблю.

Если в предложении речь идет конкретно о предмете, надо прибавить окончания –ны/-не . Это Винительный падеж – Төшем килеше (в татарском языке) Кемне? Нәрсәне? – Кого? Что? Например: Мин дәфтәр не югалттым. – Я тетрадь потерял. Что потерял? – Н әрсәне югалттың?

Если мы сообщаем о чем-то другом, например, о действии, можем и не использовать эти окончания. Пример: Что ты делаешь? Чем ты занимаешься? – Я книгу читаю (мин китап укыйм)

7. Вопросительные предложения

Син кая барасың? – Ты куда идеш ь?

Мин мәктәпкә барам. – Я в школу иду.

Пре дложения мы строим с помощью вопросов. А также вопросы можем заменить на аффиксы –мы/-ме .

В вышеприведенном предложении мы спрашиваем куда он идет. В этом случае мы поставили сам вопрос. А если мы захотим узнать , в школу ли именно он идет , вопрос заменяем на аффик сы :

Син мәктәпкә барасың мы ? – Ты в школу идеш ьли ?

Әйе, мин мәктәпкә барам. – Да, я в школу иду.

8. Окончания м ножественного числа.

-лар, -ләр, -нар, -нәр

Если слова заканчиваются на носовые согласные м, н, ң , всегда добавляются окончания мно жественного числа –нар, -н әр:

урман (лес) + нар = урманнар (леса)

кие м (оде жда) + нәр = кием нәр (оде жды)

куя н (зая ц) + нар = куян нар (зай цы)

бәйрәм (праздник) + нәр = бәйрәмнәр (праздники)

    В о стальных случаях всегда -лар, -ләр :

китап (книга) + лар = китаплар (книги)

дәфтәр (тетрадь) + ләр = дәфтәрләр (тетради)

парта (парта) + лар = парталар (парты)

киштә (полка) + ләр = киштәләр (полки)

Имена существительные в сочетании с именами числительными в татарском языке употребляются в единственном числе:

Китаплар – книги

Семь книг – җиде китап

җиде китаплар – ошибка!!!

9. Глагол – Фигыл ь

Нишли? – Что делает? (Настоя щее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи )

-а, -ә, -ый, -и

Нишли?

Что делает?

Яз а

Укы й

Утыр а

Ашы й

Эч ә

Пишет

Читает

Сидит

Кушает

П ьет

Марат китап укый. – Марат книгу читает.

Алинә чәй эчә. – Алина чай п ьет.

Нишләде? – Что сделал? (Прошедшее время)

-ды, -де, -ты, -те

Нишләде?

Что сделал?

Язды

Укыды

Утырды

Ашады

Эчте

Написал

Читал

Сидел

Кушал

Пил

    Если слова заканчиваются на звонкие согласные, добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные: -ды, -де

    Если слова заканчиваются на гласные,добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные: -ды, -де

Яз ды – написал

Укы ды – прочитал

Кил де – пришел

Эшлә де – работал

    Если слова заканчиваются на глухие согласные,добавляем окончания, которые начинаются на глухие согласные: -ты, -те

Кач ты – спрятался

Эч те – выпил

Ач ты – открыл

Кайт ты - пришел

Когда добавляем окончание к главному слову, глагол должен быть в начальной форме, который будет отвечать на вопрос нишл ә ? – что делай? (повелевает, прину ждает)

Нишлә?

Укы – читай! Укыды - прочитал

Яз – пиши! Язды - написал

Утыр – сиди! Утырды - сидел

Җырла – пой! Җырлады – спел

Е сть отрицательная форма: аффиксы –ма, -мә

Укы (читай) + ма = укыма (не читай)

Кер (заходи) + мә = кермә (не заходи)

Аффиксы от рицательной формы всегда добавляем после главного слова, потом только добавляются остальные окончания.

Укы + ма + ды = укыма ды ( не прочитал)

Кер + м ә + де = кер мә де (не зашел)

Мин – я

Син – ты

Ул – он

Без – мы

Сез – вы

Алар - они

Когда гла голы спрягаются по лицам, берут определенные окончания. Их надо запомнить!!!

глаголы в настоящем времени.

Мин укыйм – я читаю

Мин укыйм я читаю

Син укыйсың ты читаешь

Ул укый­__ он читает

Без укыйбыз мы читаем

Сез укыйсыз вы читаете

Алар укыйлар они читают

Мин сөйлим – я рассказываю.

Мин сөйлим я рассказываю

Син сөйли сең ты рассказыва ешь

Ул сөйли___ он рассказывает

Без сөйлибез мы рассказываем

Сез сөйлисез вы рассказываете

Алар сөйлиләр они рассказывают

Глаголы в прошедшем времени

Мин сөйләдем – Я рассказал.

Мин сөйләде м я рассказал

Син сөйләде ң ты рассказал

Ул сөйләде ___ он рассказал

Без сөйләде к мы рассказали

Сез сөйләде гез вы рассказали

Алар сөйләде ләр они рассказали

Мин укыдым – я прочитал

Мин укыды м я прочитал

Син укыды ң ты прочитал

Ул укыды он прочитал

Без укыды к мы прочитали

Сез укыды гыз вы прочитали

Алар укыды лар они прочитали

10. Соң – после

Дан, -дән, -тан, -тән, -нан, -нән + соң

Җәйдән соң после лета

Кыштан соң после зимы

В татарском языке находятся пос ле главного слова, а в русском – до!

Кадәр - до

Га, -гә, -ка, -кә + кадәр

Җәйгә кадәр до лета

Кышка кадәр до зимы

    Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное.

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное.

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные.

Яз га кадәр – до весны

Мәктәп кә кадәр – до школы

Яз дан соң – после весны

Мәктәп тән соң – после школы

Принадлежность (тартым) – это специфическая категория имен существительных в татарском языке.

Склонение имен существительных по принадлежности.

Минем – мой, моя, мое

Синең – твой, твоя, твое

Аның – его

Безнең – наш

Сезнең – ваш

Аларның – их

Слова, окан чивающиеся на согласные, берут себе следующие аффиксы:

Минем кул ым (моя рука) дәфтәр ем (моя тетрад ь)

Синең кулың дәфтәрең

Аның кулы дәфтәре

Безнең кулыбыз дәфтәребез

Сезнең кулыгыз дәфтәрегез

Аларның куллары дәфтәрләре

Минем дәфтәрем бик матур.

Моя тетрадь очень красивая.

Синең кул ың пычрак.

Твоя рука грязная.

Слова, окан чивающиеся на гласные, берут себе следующие аффиксы:

Минем тәрәзәм апам

Синең тәрәзәң апаң

Аның тәрәзәсе апасы

Безнең тәрәзәбез апабыз

Сезнең тәрәзәгез апагыз

Аларның тәрәзәләре апалары

Аның апасы мәктәптә эшли.

Е ё сестра в школе работает.

!!! Существительные әти, әни, әби, бабай имеют специфичные аффиксы принадлежности:

Минем әтием әнием әбием бабам

Синең әтиең әниең әбиең бабаң

Аның әтисе әнисе әбисе бабасы

Безнең әтиебез әниебез әбиебез бабабыз

Сезнең әтиегез әниегез әбиегез бабагыз

Аларның әтиләре әниләре әбиләре бабалары

Безнең әбиебез балалар бакчасында эшли.

Наша бабушка в садике работает.

Слова, оканчивающиеся на глухие согласные п, к , чередуются со звонкими согласными б, г. китап , күлмәк

Минем китаб ым күлмәг ем

Синең китаб ың күлмәг ең

Аның китаб ың күлмәг ең

Безнең китаб ыбыз күлмәг ебез

Сезнең китаб ыгыз күлмәг егез

Аларның китап лары күлмәк ләре

3 лицо мн.числа не меняется.

дәфтәр укучы ныкы – тетрадь ученика

кемнеке? – чей? чья? чьё?

Проверьте себя

1 вариант.

    Найдите правильный ответ.

1. Ул Казан... кайта.

а) –дан б) –тан в) - нан

2. Алар Самара... кайталар.

а)-дан б) –дән в) –нан

3. Без Мәскәү... кайтабыз.

а) –дан б)-дән в) –нән

4. Мин Перм ь... кайтам.

А) –нан б) –нән в) –тән

5. Бу кеше Саратов... кайта.

А) –тан б) –дан в) –тән

6. Бу егет Яр Чаллы... кайта.

А) –дән б) –нан в) –дан

7. Бу апа Бөгелмә... кайта.

А) –дан б) –тан в)-дән

8. Бу кеше Америка... кайта.

А) –дән б) –дан в) –нан

1.Без

А) они б) я в) мы

2. сәлам

А) здравствуй б) привет в) доброе утро

3. Хәерле кич

А) доброе утро б) добрый ден ь в) добрый вечер

4. кешеләр

А) дамы б) мал ьчики в) люди

5. укый

А) читает б) пишет в) играет

6. уйный

А) читает б) пишет в) играет

7. Мин барам.

А) ты идешь б) я иду в) он идет

8. Киң урам

А) большая улица б) широкая улица в) узкая улица

2 вариант

    Найдите правильный ответ.

1.Без кыш көне урман... барабыз.

а) –нә б) –кә в) –га

2. Урманда без җиләк җыя... .

А) –сыз б) –сың в) –быз

3. Балалар елга... су коеналар.

А) –ка б) –та в) –да

4. Төлке урманда яш... .

А) –а б) –ә в) –и

5. Аю кышын йокл... .

А) –а б) –ый в) –и

6. Без авыл... китәбез.

А) –га б) –кә в) –гә

7. Мин урман... бик яратам.

А) –не б) –нан в) –ны

8. Апам авыл... китте.

А) –га б) –гә в) –ны

II . Найдите правильный перевод.

1.Сакларга

А) ра ботать б) охранять в) кататься

2. урманнан

А) из леса б) в лес в) в лесу

3. җыярга

А) собирать б) пилить в) охранять

4. йөрергә

А) плавать б) ходить в)кататься

5. җиләк

А)грибы б) ягоды в) деревья

6. төлке

А) зая ц б) медведь в) лиса

3 вариант.

    Найдите правильный ответ.

1. Дустым Казан шәһәре... бара.

А) –нә б)-на в)-гә

2. Җәен без авылда ял итә... .

А) –быз б) –сың в) –без

3. Бу әби авыл... яши.

А) –да б) –дә в) –га

4. Мин туган авылым... бик яратам.

А) –не б) –нан в) –ны

5. Урамда машина... йөри.

А) -ләр б) –лар в) –нар

6. Тиен... урманда яшиләр.

А) –нар б) –ләр в) –нәр

7. Әбием кибет... кайтты.

А) –тан б) –тән в) –дән

8. Әти өйгә кайт... .

А) –ды б) –ты в) –т

Найдите правильный перевод .

    Кайтырга

А) поехать б) возвращаться в) делать

    Авылда

А) из деревни б) деревня в) в деревне

    Һәйкәл

А) здание б) площадь в) памятник

    Бакча

А) сад б) школа в) дом культуры

    Китәргә

А) уехать б) выйти в) войти

    Шәһәр

А) город б) село в) поселок

Тема 4. Местоимение.

Студент должен знать :

Морфологические особенности местоимений ,

Разрядов местоимений,

Склонение местоимений.

Местоимения в татарском языке употребляются вместо самостоятельных слов, но не называют их и не определяют их содержания.

Различаются следующие разряды местоимений:

Название разрядов местоимений

Личные (зат алмашлыклары)

мин – я; син – ты; ул – он (она, оно);

без – мы; сез – вы; алар – они.

Указательные (күрсәтү алмашлыклары)

бу – это (эта, эти); шул – этот; ул

это; теге – тот; шундый, андый, мондый – такой.

Вопросительные (сорау алмашлыклары)

кем? – кто? нәрсә? – что? ничек? – как? кайда? – где? Кайчан? – когда? Ник? – зачем? нинди? – какой? кайсы? – который?

Собирательные (җыю алмашлыклары)

үз – свой, барча, барлык, һәммә – все,

һәр, һәрбер – каждый и т. д.

Неопределенные (билгесезлек алмашлыклары)

ниндидер – какой-то, кемдер – кто-то,

әллә кайчан – когда-то, әллә ничек – как-то, бер – кто-то и т. д.

Отрицательные (юклык алмашлыклары)

беркем – никто, һичкем – никто, беркайда – нигде, һичкайда – нигде, бернәрсә – ничто и т. д.

Многие местоимения принимают аффикс принадлежности и склоняются по падежам:

Склонение местоимений мин, ул, үз (я, он, сам)

Падеж

Основной

ул – он, она, оно

үзем – (я) сам(а)

Притяжательный

минем – у меня, мой

аның – у него, его, у нее, ее

үземнең – у са - мого, у самой

Направительный

миңа – мне

аңа – ему, ей

үземә – самому, самой

Винительный

мине – меня

аны – его, ее

үземне – самого, саму

Исходный

миннән – от меня, с меня

аннан – с него, от него, с нее, от нее

үземнән – от самого себя, от самой себя

Местно-временной

миндә – у меня, на мне

анда – у него, у нее, на нем, на ней

үземдә – у самого, на самом, у (на) самой


1. Просклонять местоимения без, сез, ул по падежам

2. Подобрать местоимения к глоголам ашыйм, язасың, барабыз, китте,әйтмәс, бирерсең .

3. Переведите русские словосочетания на татарский язык одним словом, ставя соответствующие аффиксы принадлежности после существительных. Поставьте их в направительном падеже.

Его друг, мой отец, их дом, наша бригада, твоя песня, ваша сестра, мои дела, ее волосы, твой палец.

4.Просклоняйте местоимения һичкем, бернәрсә, по падежам и состав ьте с ними предложения.

5. Перепишите текст, вставляя указательные местоимения данные в скобках, в нужном падеже.

Бу...(без) фатирыбыз. Менә ...(бу) шкаф тора, ... (теге) диван...(бу) урындыклар, ...(теге) өстәл. Карават йокы бүлмәсендә. Кием шкафы да...(шул). Стенага рәсем эленгән...(ул) энем ясады.

Тема 5. Имя прилагательное и его разряды .

Студент должен знать :

Морфологические особенности прилагательных,

Степени прилагательных.

В татарском языке прилагательные обозначают признаки предметов, не имеют формальных показателей, всегда предшествуют определяемому слову, не согласуются с существительным: зәңгәр чәчәк – голубой цветок, зәңгәр чәчәкләргә – голубым цветам.

Различаются качественные (асыл ) и относительные (нисби ) прилагательные, причем качественные имеют четыре степени:

Название степени

Показатели степени

Примеры

Положительная

(Гади дәрәҗә)

матур – красивый

сары – желтый

түгәрәк – круглый

Сравнительная

(Чагыштыру дәрәҗәсе)

матур-рак – красивее

сары-рак – желтее.

түгәрәг-рәк – круглее

Превосходная

(Артыклык дәрәҗәсе)

а) частичное повторение основы;

б) усилительные частицы: иң – самый, бик – очень, үтә – сверх

сап-сары – очень желтый

түп-түгәрәк – самый круглый

бик матур – очень красивый

иң зур – самый большой

үтә сизгер – сверхчувствительный

Уменьшительная – от прилагательных, выражающих цвет

(Кимлек дәрәҗәсе)

Кылт/-келт

Гылт/-гелт

Сыл/-сел, - су

сар-гылт – желтоватый

ал-су – розоватый

ак-сыл – беловатый

зәңгәр-су – голубоватый

Относительные прилагательные выражают внешние, неорганические свойства предметов по их отношению к другим предметам, материалу, составу, месту, времени и т. д.: машиналы – имеющий машину, урманлы – имеющий лес, җимешле – имеющий ягоды, язгы – весенний, өйдәге – домашний, тешсез – беззубый, еллык – годичный, годовой и т. д.

Много относительных прилагательных татарский язык заимствовал из русского (иногда в усеченном виде): реалистик, актив, музыкаль, политик, физик, революцион, аграр и т. д.; из арабского языка: әдәби – литературный, иҗтимагый – общественный, гыйльми – научный, дини – религиозный и т. д.

Задания для самостоятельной работы.

1.К названиям пти ц прибавьте прилагательные, затем составьте предложения.

2. Образуйте все возможные степени прилагательных, составьте предложения .

Көрән, шаян, зәңгәр, төче, киң ,таза, әйбәт, ак, кызыл, нәзек, олы, бәләкәй, ялангач, соры, туры, салкын, кайнар, сары, озын, кәкре, түгәрәк.

3 .Образуйте сравнительную степень имен прилагательных .

Кызыл, ак, тәмле, зур, кечкенә, биек, тәбәнәк, көчле.

4.Образуйте превосходную степень прилагательных:

Гүзәл, коры, начар, җиңел, сары, тәмсез, зур, кыйбат, ак, әче, эре, йомшак, файдалы.

5. Представьте себе, вы на экскурсии по своему городу. Как вы об этом расскажете? Укажите прилагательные

Тема 6. Наречие.

Студент должен знать :

Морфологические особенности наречий,

Разряды наречий.

Наречие выражает признак действия или признак признака и является неизменяемой частью речи . Смысловая классификация наречий отражена в следующей схеме:

Разряды наречий

Примеры

1. Образа действия(саф рәвешләр)

тын – тихо, әкрен – медленно, шәп – хорошо, җәяү – пешком, кинәт – вдруг, аннан-моннан – кое-как и т. д.

2. Меры и степени (күләм-чама рәвешләре)

аз – мало, күп – много, бөтенләй – совсем, бераз – немного, бик – очень, тәмам – совершенно, байтак – довольно много и т. д.

3. Сравнения (охшату-чагыштыру рәвешләре)

кешеләрчә – по-человечески, төлкедәй – как лиса, тимердәй – как железо, каһарманнарча – геройски и т. д.

4. Места (урын рәвешләре)

5. Времени (вакыт рәвешләре)

берсекөнгә – послезавтра, бүген – сегодня. иртәгә – завтра, быел – нынче, кичә – вчера, кышын – зимой и т. д.

6. Причины и цели (сәбәп - максат рәвешләре)

юри – назло, зерәгә – зря, юкка – попусту, бушка – бесполезно, тик – так себе и т. д.

Наречие постоянно характеризует глагол и чаще относится к нему, выступает в качестве различных обстоятельств. Наречия, как и в русском языке , не склоняются, обычно предшествуют глаголу.


Задания для самостоятельной работы.

1.Укажите наречии. Переведите предложения на русский язык.

Очрашырга вакыт аз калды. Син алдан бар! Бераз көтеп тор әле. Биредә рәхәт. Мин сезне бөтенләй хәтерләмим.Ул кинәт сорап куйды Кыскача язып бирегез. Көчкә сезне эзләп таптым. Сез русча бик яхшы сөйләшәсез. Ул безгә сирәк килә. Мин тиз кайтырмын. Тиздән җәй җитә. Хәзер соң инде. Тәлинкә челпәрәмә килеп ватылды. Син бу шигырьне яттан беләсеңме? Трамвай бик әкрен бара. Әйдә, җәяү кайтабыз!

2.Прочитайте рассказ Г. Тукая «Яз». Найдите знакомые вам наречия .

Яз март аеннан башлана.

Инде көн урталарында кояш шактый җылыта башлый.

Кояш инде күктә, кыштагы кеби күренеп кенә китмичә, озак тора башлый. Шунлыктан көннәр озая, төннәр кыскара.

Карлар, бозлар эриләр. Су өстендә көймәләр, пароходлар, ак фаруслар пәйда була.

3.Образуйте наречия от числителных .

4.Составьте или подберите из художественной литературы 6 предложений, в которых были бы употреблены наречия всех разрядов. Укажите разряды наречий.

5.Со словаря выпишите 10 наречий, составьте с ними предлолжения.

Тема 7. Глагол. Спряжение глагола. Настоящее время глагола.

Студент должен знать :

Морфологические особенности глагола,

Окончания глагола настоящего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Глагол обозначает действие или состояние лица, предмета, явления и характеризуется в татарском языке категорией утверждения и отрицания, наклонениями, категориями лица, числа, времени, залога и степенью протекания действия.

Отрицательная форма образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ма/-мә, причем ударение падает на слог перед этим аффиксом: куй – куйма (клади – не клади), ат – атма (бросай – не бросай), сөй – сөймә (люби – не люби).

Глагол имеет спрягаемые личные (затланышлы ) и неспрягаемые неличные (затланышсыз ) формы. К спрягаемым относятся изъявительное (хикәя фигыль ), повелительное (боерык фигыль ), желательное (теләк фигыль ) и условное (шарт фигыль ) наклонения глагола, к неспрягаемым – причастие (сыйфат фигыль ), деепричастие (хәл фигыль ), имя действия (исем фигыль ), инфинитив.

Спрягаемая основа настоящего времени (хәзерге заман ) образуется от основы глагола посредством аффикса -а/-ә (если основа оканчивается на согласный): кал – кал-а (остается); посредством аффикса -ый/-и (если основа оканчивается на гласный): сайла – сайл-ый (выбирает), эшлә – эшл-и (работает)

Таблица спряжения глаголов настоящего времени по лицам и числам в положительном и отрицательном аспектах

Положительная форма

Отрицательная форма

един. число

множест. число

един. число

множест. число

сайл-ый-м

(выбираю)

бел-ә-без (знаем)

сайл-ый-быз

(выбираем)

сайла-м-ый-м

(не выбираю)

бел-м-и-без

(не знаем)

сайла-м-ый-быз

(не выбираем)

бел-ә-сең (знаешь)

сайл-ый – сың (выбираешь)

бел-ә-сез

сайл-ый-сыз

(выбираете)

бел-м-и-сең

(не знаешь)

сайла-м-ый-сың

(не выбираешь)

бел-м-и-сез

(не знаете)

сайла-м-ый-сыз

(не выбираете)

сайл-ый (выбирает)

бел-ә-ләр

сайл-ый-лар

(выбирают)

(не знает)

сайла-м-ый

(не выбирает)

бел-м-и-ләр

(не знают)

сайла-м-ый-лар

(не выбирают)

Задания для самостоятельной работы.

1. Найдите основы глаголов и поставьте их во временные формы :
Образец: килү (приходить) – кил (приди); килә (приходит); килде (пришел); килгән (пришел, оказывается); килер (придет); киләчәк (обязательно придет).
санау (считать); язу (писать); калу (оставаться); бетү (заканчиваться); башлану (начинаться); чыгу (выходить).
2.Проспрягайте следующие глаголы по лицам и числам .

Ясама, уйнама, эшләмә, бир, кил, аша, яза, өйрәнә, белә, сөйли.

3.Глоголы : уйларга, сөйләргә, эзләргә, карарга проспрягат ь в отри цательном настоя щем времени.

4.Составьте небольшой рассказ на тему “Табын янында пөхтә бул ”. Используйте глаголы ю, сөрт, утыр, ал, тот, аша, әйт.

5.Образуйте отрицательную форму глагола.

Йөзә, җыйды, уйлаган, булышыр, кайтты, язды, белгән.

Тема 8.Прошедшее время глагола.

Студент должен знать :

Окончания глагола прошедшего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Прошедшее неопределенное (билгесез яки нәтиҗәле үткән заман ) выражает действие, совершение которого говорящий сам не видел; оно образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ган/-гән (после звонких согласных и гласных), - кан/-кән (после глухих согласных):

Единственное число

Множественное число

яз-ган-мын (я написал, оказывается)

сип-кән-мен (я полил, оказывается)

яз-ган-быз (мы написали, оказывается)

сип-кән-без (мы полили, оказывается)

яз-ган-сың (ты написал, оказывается)

сип-кән-сең (ты полил, оказывается)

яз-ган-сыз (вы написали, оказывается)

сип-кән-сез (вы полили, оказывается)

яз-ган (он написал, оказывается)

сип-кән (он полил, оказывается)

яз-ган-нар (они написали, оказывается)

сип-кән-нәр (они полили, оказывается)

В отличие от русского в татарском языке имеется еще несколько сложных прошедших времен:

1) прошедшее продолжительное (тәмамланмаган үткән заман ): бара иде – ходил(а); сөйли иде – рассказывал(а);

2) давнопрошедшее (күптән үткән заман ): барган иде – ходил(а), сөйләгән иде – рассказывал(а);

3) прошедшее многократное время (кабатлаулы үткән заман ): бара торган иде – хаживал(а); сөйли торган иде – бывало, рассказывал(а).

Эти сложные формы прошедшего времени образуются прибавлением вспомогательного глагола иде к глагольным формам на -а, - ган, - а торган . Характерным также является то, что по лицам спрягается только вспомогательный глагол иде .

Единственное число

Прошедшее продолжительное

Давнопрошедшее

Прошедшее

многократное

бара идем

я ходил

барган идем

я ходил (тогда)

бара торган идем

я хаживал

бара идең

ты ходил

барган идең

ты ходил (тогда)

бара торган идең

ты хаживал

бара иде

он ходил

барган иде

он ходил (тогда)

бара торган иде

он хаживал

Множественное число

Прошедшее продолжительное

Давнопрошедшее

Прошедшее

многократное

бара идек

мы ходили

барган идек

мы ходили (тогда)

бара торган идек

мы хаживали

бара идегез

вы ходили

барган идегез

вы ходили (тогда)

бара торган идегез

вы хаживали

баралар иде

они ходили

барганнар иде

они ходили (тогда)

бара торганнар иде

они хаживали

Задания для самостоятельной работы.

1.Проспрягайте глаголы в прошедшем времени :

киендеме, тыңладымы, әйттеме, бардымы, эшләдеме, укыдымы.

2.Составьте предложения, используя слово чөнки и глаголы на –ган иде/ - гән иде.

3.Образуйте определенные прошедшее время глаголов и состав ь те предложения.

Кил, ал, эшлә, сиз, башла.

4.Проставьте эти глаголы в отрицательной форме.

Укы,әйт, ал, сөйлә, аша, яз, атла, юын

5.Расскажите о своем посещении концерта, укажите прошедшее время глагола.

Тема 9. Будущее время глагола.

Студент должен знать :

Окончания глагола будущего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Будущее время (киләчәк заман ) имеет 3 формы: будущее неопределенное (билгесез киләчәк заман ), категорическое будущее (билгеле киләчәк заман ) и будущее в прошедшем (киләчәк-үткән заман ).

Будущее неопределенное время выражает действие, которое совершится после момента речи, но в совершении которого говорящий не совсем уверен. Это время образуется прибавлением аффиксов (после гласных) и -ар/әр, - ыр/-ер (после согласных). Отрицательная форма -мас/-мәс во 2-м и 3-м лицах.

Единственное число

Множественное число

язармын

я напишу, видимо

язмам(ын)

я не напишу, видимо

язарбыз

мы напишем, видимо

язмабыз

мы не напишем, видимо

язарсың

ты напишешь, видимо

язмассың

ты не напишешь, видимо

язарсыз

вы напишите, видимо

язмассыз

вы не напишите, видимо

язар

он напишет, видимо

язмас

он не напишет, видимо

язарлар

они напишут, видимо

язмаслар

они не напишут, видимо

Единственное число

Положительная форма

Отрицательная форма

Мин кайт-ачак-мын

кайт-ма-ячак-мын

Я вернусь (обязательно)

я не вернусь

Син кайт-ачак-сың

кайт-ма-ячак-сың

Ты вернешься (обязательно)

ты не вернешься

Ул кайт-ачак

ул кайт-ма-ячак

Он вернется (обязательно)

он не вернется

Множественное число

Без кайт-ачак-быз

кайт-ма-ячак-быз

Мы вернемся (обязательно)

мы не вернемся

Сез кайт-ачак-сыз

кайт-ма-ячак-сыз

Вы вернетесь (обязательно)

вы не вернетесь

Алар кайт-ачак-лар

кайт-ма-ячак-лар

Они вернутся (обязательно)

они не вернутся

Будущее в прошедшем выражает процесс, который предстояло выполнить в будущем, но который переносится в прошлое. Образуется прибавлением к основе глагола аффикса -ачак + иде, -әчәк + иде, - ячак + иде, ячәк + иде: барачак иде (он должен был идти), сөйләячәк иде (он должен был говорить):

Задания для самостоятельной работы.

Ят, укы, аша, бир, бел.

2. Скажите, какую форму прошедших или будущих времен Вы бы использовали в татарском языке в следующих предложениях: Мы вчера ходили в кино. В следующем году, может, он поступит учиться в университет. На следующей неделе он, вероятно, поедет в деревню. Завтра будет пятница. Может, завтра пойдет снег. Утром дул холодный ветер. Пушкин родился в 1799 году.
3. Переведите глагольные формы (используйте дополнительные слова для передачи определенности-неопределенности): бара (идти); уйлады (думать); син эшләгәнсең (делать); без китәчәкбез (уходить); алар санар (считать); сез килерсез (приходить); ул чыккан (выходить).
4.Образуйте отрицательные формы глагола. Прочитайте полученные пары вслух несколько раз :
эшли – эшләми; барды; бара; килгән; чыга; китәчәк; санар; язам; язачакмын; эшләгән; эшләгәнсең; чыга; чыгабыз.

5.Проспрягайте глаголы ятла, укы, елама, сөйлә во всех трех формах будущего времени .

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется или в отдельной тетради в клетку, или на листах А4,выполненную на компьютере.